Суббота...без слов...
очередной норвежский джазмен, о котором узнал совсем недавно - в прошлом году - саксофонист Karl Seglem.
а ведь он давно известен и в дискографии у него уже больше двух десятков альбомов. кроме саксофона, он еще играет на старинном норвежском духовом инструменте bukkehorn, сделанном из козлиного рога.
"о, сколько нам открытий чудных..." (с)
количество выдающихся музыкантов в серьезных жанрах в наши времена имхо изрядно больше, чем 50-60 лет назад.
Карл Сеглем удивительно сочетает в своей музыке мягкую джазовую лирику и довольно суровый норвежский фольклор.
а вот здесь в самом начале - тот самый козлиный рог...
gene_d:количество выдающихся музыкантов в серьезных жанрах в наши времена имхо изрядно больше, чем 50-60 лет назад.
Не думаю я так, да и не всех из прошлого мы хорошо знаем. А современников только время способно определить в величии.
Дональдсон Туссен Л’Овертюр Берд II звучит как-то по скандинавски, но нет, парень был из Детройта и виртуозно играл на трубе.
stellon:Дональдсон Туссен Л’Овертюр Берд II звучит как-то по скандинавски...
Toussaint L'Ouverture звучит в точности по-французски...
Byrd - старинная англосаксонская фамилия...
gene_d:Toussaint L'Ouverture звучит в точности по-французски...
Byrd - старинная англосаксонская фамилия...
Старинный франко-саксонский афроамериканец...
Я же и говорю, что ещё с прошлым не разобрались, а уже современников в выдающиеся...
stellon:...ещё с прошлым не разобрались, а уже современников в выдающиеся...
разобрались, разобрались с прошлым...
сколько уж можно мусолить одно и то же.
...ну, неофитам можно - они в первый раз слышат - а тем, кто уже это все стопиццот раз ушами измусолил, и тем более имел возможность сравнить, стыдно не разобраться.
gene_d:разобрались, разобрались с прошлым...
сколько уж можно мусолить одно и то же.
Я же не сказал, что корифеям что-то неизвестно. Но в тех самых 50х-60х находится огромный пласт малоизвестной в наших краях музыки и исполнителей. Так что утверждать, что в наши времена количество выдающихся музыкантов в серьёзных жанрах изрядно больше, я бы не стал. Хотя, время покажет...
малоизвестной - много, да.
но не только "в наших краях", а везде... и малоизвестная она именно постольку, поскольку - не выдающаяся. увы.
выдающуюся старую музыку и старых исполнителей - в особенности исполнителей - почти всю и всех любители уже давно знают.
Выдающихся исполнителей, думаю, было как раньше так и сейчас, эта величина в природе более-менее постоянна.
А вот с музыкой, пожалуй, не соглашусь. Если взять современность и хорошенько покопаться в прошлом, то почти всегда можно накопать "корни" из далёкого или даже не очень. Вопрос только, насколько далеко удалось уйти от корней.
дело не в "корнях", и не в том, насколько далеко удалось уйти... это вообще второстепенный вопрос.
искусство всегда движется от одних "корней" к другим. то, что 100 лет назад было крутым новаторством, сегодня уже - корни.
упорно "держаться старых корней" и не видеть того, что мир изменился - глупо и непродуктивно.
а по сути вопроса дело ведь в резко возросшем количестве "степеней свободы" для музыкантов, и, соответственно, возросшем количестве раскрывшихся талантов. и именно их в наше время - больше, чем полвека назад.
gene_d:а по сути вопроса дело ведь в резко возросшем количестве "степеней свободы" для музыкантов, и, соответственно, возросшем количестве раскрывшихся талантов. и именно их в наше время - больше, чем полвека назад.
Думаю, это своего рода иллюзия вызванная доступностью распространения информации, не более.
stellon:Думаю, это своего рода иллюзия вызванная доступностью распространения информации, не более.
а я полагаю совершенно иначе.
потому что всё, что действительно было достойного и заслуживающего особого внимания в искусстве 50-60-70 и более лет назад, уже известно, представлено на всеобщее обозрение и неоднократно обсуждено...
не здесь, я имею в виду, обсуждено, а в мировом культурном пространстве - и вот результаты этого представления и обсуждения в наше время действительно стали более доступны для всех.
говоря о современном искусстве, я имел в виду нечто совсем иное - а именно тот факт, что появилась масса действительно выдающихся музыкантов и композиторов, работающих в смешанных стилях и на стыке стилей - и вот это явление в середине прошлого века было слабо распространено... большинство работало "в узких рамках".
однако чем дальше, тем больше обнаруживается, что чуть ли не самое интересное наблюдается как раз не в чистых жанрах и стилях.
А ведь и вправду неплох этот Karl Seglem...
хотя это классифицируется как World Fusion, но тем не менее...
gene_d:а именно тот факт, что появилась масса действительно выдающихся музыкантов и композиторов, работающих в смешанных стилях и на стыке стилей - и вот это явление в середине прошлого века было слабо распространено... большинство работало "в узких рамках".
Да хватало экспериментаторов и в прошлом, только вот не всех "допускали до рояля", это не как сейчас, что ролик на ютубе запилил и уже известный музыкант.
все музыканты, которые успешно экспериментировали в прошлом, сейчас известны... ну, почти все.
не все они одновременно популярны, это понятно, потому что экспериментальное искусство раньше было маргинальным пластом культуры.
а в наши времена в том-то и дело, что экспериментаторство благодаря быстрому доступу до большого количества слушателей превращается из маргинального рода деятельности во вполне общепринятое и даже где-то выгодное.
посему у гораздо бОльшего количества творческих личностей появился дополнительный мощный стимул заниматься именно тем творчеством, которое им по душе. а чем больше людей имеет возможность самореализоваться, тем больше талантов начинает проявляться и в конце концов реализовываться.
это прекрасно видно по одному из самых разнообразных и творчески развивающихся жанров - по джазу.
просто по статистике известных глобально значимых музыкантов в мире... если 50-70 лет назад их число измерялось многими десятками, то сейчас - многими сотнями... и практически невозможно выбрать условную "двадцатку-тридцатку лучших", что было вполне возможно в 50-е годы.
а всякая музыкальная "шелуха", коей забит битком интернет... да речь ведь совсем не о ней.
она отсеивается сама собой спустя какое-то время... потом появляется другая... надо просто фильтровать, и всех делов-то.
главное, что глобальное информационное пространство способствует продвижению и популяризации действительно достойной музыки, которая остается с нами в итоге.
набрел на очень странного музыканта - духовика британского происхождения по имени Gary Windo.
он умер в 1992 г., но записи его проектов -и собственных, и с другими музыкантами - продолжали и продолжали выходить аж до 2015 г... столько он успел "натворить" разнообразного и не только в джазе... даже лучше будет сказать - в том числе и в джазе.
Гэри Уиндо умел почти равноценно играть практически на всех духовых инструментах... его неоднократно приглашали в свои составы именитые джазмены, но он почти неизменно отказывался... хотел оставаться независимым.
список музыкантов, с кем он в итоге сотрудничал (но уже по собственной инициативе), тем не менее поражает как своими размерами, так и полной стилистической эклектичностью.
вот, к примеру, альбом, вышедший уже после его смерти под названием "His Master's Bones" - это собрание ранее неизданных его записей, в данном случае джазовых и околоджазовых... и состав участников, скажем так, впечатляет!
я даже решил его привести целиком:
Gary Windo: tenor saxophone, bass clarinet, flute, vocals
with
Mongezi Feza: pocket trumpet (1), trumpet (3)
Hugh Hopper: bass (2,4,5,6,8 )
John Marshall: drums (2)
Pye Hastings: guitar (2)
Lol Coxhill: soprano saxophone (2)
Malcolm Griffiths: trombone (2)
Nick Evans: trombone (2,3)
Dudu Pukwana: alto saxophone (3)
Harry Miller: double bass (3)
Louis Moholo: drums (3)
Chris McGregor: piano (3)
Evan Parker: tenor saxophone (3)
Radu Malfatti: trombone (3)
Harry Beckett: trumpet (3)
Marc Charig: trumpet (3)
Bo Stief: bass (4,5)
Aldo Romano: drums (4,5)
Edward Vesala: drums (4,5)
Christy Doran: guitar (4,5)
Carla Bley: piano (4,5,9,10)
Urs Leimgruber: saxophone (4,5)
Wolfgang Dauner: synthesizer (4,5)
Albert Mangelsdorff: trombone (4,5)
Roswell Rudd: trombone (4,5)
Michael Mantler: trumpet (4,5)
Bob Stewart: tuba (4,5)
Peter Van Hooke: drums (6)
Richard Brunton: guitar (6,7,8 )
Steve Hillage: lead guitar (6)
Gary Moberley: piano (6)
Bill MacCormick: bass (7,8 )
Nick Mason: drums (7,8 )
Pam Windo: piano (7,8,11,12,13,14), backing vocals (8 )
Julie Tippetts: vocals (7)
Terri Quaye: backing vocals (8 )
Robert Wyatt: vocals (8 )
Steve Swallow: bass (11,12,13,14)
D. Sharpe: drums (11,12,13,14)
Jack Robinson: bass (15,16,17)
Steve Moses: drums (15,16,17)
Knox Chandler: guitar (15,16,17)
Ann Sheldon: cello (17)
...и ведь надо сказать, большинство этих музыкантов весьма и весьма известны и даже знамениты!
а музыка хороша! очень свежа, оригинальна и при этом ничего "замороченного".
только сегодня узнал прошлогоднюю невеселую новость - 4 октября 2018 г. в возрасте 78 лет скончался один из величайших баритон-саксофонистов и новаторов современного джаза - Хэмиет Блюитт (Hamiet Bluiett).
больше всего он известен как один из основателей (в 1976 г.) и неизменных участников знаменитого World Saxophone Quartet, который существует и выступает и доныне... также он много лет занимал первое место в чартах журнала DownBeat как лучший джазовый баритон-саксофонист.
записал массу альбомов в самых разных составах (далеко не только в World Saxophone Quartet), стал (имхо) первым баритон-саксофонистом, выпустившим соло баритон-саксофонный альбом (вообще без сопровождения).
альбом "Blueblack" квартета баритон-саксофонистов п/у Хэмиета Блюитта был подлинным шедевром саксофонного джаза начала ХХI века!
Hamiet Bluiett, baritone sax
Alex Harding, baritone sax
Patience Higgins, bass clarinet, baritone sax
James Carter, contrabass clarinet, baritone sax
Kahil El'Zabar, percussion, vocals
Lee Person, trap