На всякий случай. статья из журнала "АБС"
Юридический ликбез
No name, no face, no number…
Картина первая. Светало. Раннее утро. Вы выходите во двор, чтобы сесть в привычно припаркованную двумя колесами на тротуаре из-за катастрофической нехватки парковочных мест в минских дворах машину и отправиться на работу. Неожиданно замечаете, что в привычном облике вашего “железного коня” что-то изменилось, как будто передний бампер претерпел рестайлинг. Ах да, как же вы сразу не сообразили – на привычном месте отсутствует номерной знак. Неужели потеряли на дороге? Да нет, вот и у соседей по парковке на тротуаре тоже нет передних номеров.
Знакомо?
Картина вторая. Центр города. В магазин нужно заскочить только на минутку, а ближайшая свободная парковка – в десяти минутах ходьбы. Решение приходит быстро – оставить машину на краю проезжей части. Возвратившись с легким опозданием минут на 20-30 вместо запланированной минуты, замечаете отсутствие своего транспортного средства. “Неужели угнали?” – первой приходит на ум невероятная мысль. Но тут вы замечаете, как где-то вдалеке, слегка посапывая выхлопом, уносится вдаль отечественный трактор непривычной бело-синей расцветки, а за ним, как заключенный на этапе – скованный и под конвоем ваш автомобиль.
Опять знакомо? Тогда мы идем к вам.
Для начала давайте разберемся с первой ситуацией – имеют ли работники ГАИ право снимать номерные знаки, и если да – то при каких условиях?
Невероятно, но в действующем официально опубликованном законодательстве нет прямых указаний на то, имеют ли право работники ГАИ снимать с вашего автомобиля номерные знаки, хотя такая практика встречается, и довольно часто.
Права и обязанности работников ГАИ определены в Положении о Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Республики Беларусь, нынешняя редакция которого была утверждена в последний день 2002 года. Пункт 18.8. данного Положения устанавливает, что ГАИ для выполнения возложенных на нее задач и функций имеет право запрещать участие в дорожном движении транспортных средств, техническое состояние которых не соответствует требованиям Правил дорожного движения или конструкция которых не отвечает требованиям правил, нормативов и стандартов в рамках Национальной системы сертификации Республики Беларусь, а также не прошедших в установленном порядке государственный технический осмотр. Обратите внимание на формулировку – “ГАИ имеет право запрещать участие в дорожном движении”. Что примечательно, ранее действовавшее Положение о ГАИ МВД РБ 1994 года прямо предусматривало право работников ГАИ запрещать эксплуатацию транспортных средств, в том числе со снятием номерных знаков, если их конструкция или техническое состояние не соответствуют требованиям действующих правил, нормативов и стандартов, а также если транспортные средства не прошли государственного технического осмотра либо не имеют номерного знака, либо имеют скрытые, поддельные или измененные каким-либо иным способом номера узлов, агрегатов или номерные знаки. На первый взгляд, разница между старым и новым Положениями не столь существенна, если бы не одно “но” – из новой редакции была исключена фраза “в том числе со снятием номерных знаков”, а осталось лишь общее “право запрещать эксплуатацию транспортных средств”. Зачем это было сделано?
Очевидно, таким образом было устранено противоречие между Положением о ГАИ и действующим до сих пор Кодексом об административных правонарушениях (КоАП) 1984 года, который в ст. 245-1 содержал в целом аналогичное правило, согласно которому эксплуатация транспортного средства с неисправностями тормозной системы или рулевого управления или переоборудованного без соответствующего разрешения, когда это угрожает безопасности движения, запрещается уполномоченными на то должностными лицами органов внутренних дел.
В общем-то, понятно – работники Госавтоинспекции действительно имеют право при определенных обстоятельствах запрещать транспортному средству участвовать в дорожном движении. Но возникает справедливый вопрос: каким образом можно запретить участие в дорожном движении? В Европе для этих целей используются блокираторы колес, но у нас они не применяются. Ответ на поставленный вопрос можно найти в действующих Правилах дорожного движения, которые в п. 189.8 устанавливают запрет на участие в дорожном движении транспортных средств без укрепленных в установленных местах регистрационных знаков.
Таким образом, поскольку в действующем законодательстве фраза “снятие номерных знаков” отсутствует, можно построить следующий логический ряд:
1) участвовать в дорожном движении без номерного знака запрещено ПДД;
2) работникам ГАИ предоставлено право при определенных обстоятельствах запрещать участие транспортных средств в дорожном движении;
3) снимая с автомобиля регистрационный номерной знак, работник ГАИ тем самым запрещает ему участвовать в дорожном движении.
Логично, не правда ли? Однако в своей практике я встречал ситуацию, когда руководство одного из районных ГАИ столицы, получив справедливую жалобу на незаконность действий своих подчиненных, пыталось привести свои контраргументы, воспользовавшись отсутствием в законодательстве фразы “снятие номерных знаков”. Так, автору было заявлено, что “никто Вам участия в дорожном движении не запрещал, потому что в ПДД ясно сказано – запрещено движение без укрепленных номерных знаков, т.е. без обеих табличек, а у Вас сняли только один номерной знак, поэтому – катайтесь на здоровье, а штраф придется заплатить”. Безусловно, ход мысли и полет фантазии вызывает уважение. Что отличает некоторых наших гаишников, так это способность мыслить нестандартно в экстремальных ситуациях. Далее мне попытались объяснить, что поскольку движение не запрещено, работники ГАИ руководствовались ст. 244 КоАП “Изъятие вещей и документов”, согласно которой вещи, являющиеся орудием или непосредственным объектом правонарушения, обнаруженные при задержании, личном досмотре или досмотре вещей, изымаются должностными лицами правоохранительных органов. Однако эта статья в принципе не может быть применима к снятию номерных знаков, поскольку:
* представить, что номерной знак является орудием правонарушения, очень сложно даже с милицейской фантазией;
* непосредственным объектом правонарушения является транспортное средство, а номерной знак – это даже не собственность владельца автомобиля;
* задержание, личный досмотр и досмотр вещей – строго регламентированные процедуры, которые к снятию номерного знака отношения не имеют.
Кроме уже упомянутых нормативных актов, в природе существует внутренний документ, который нигде опубликован не был, поскольку имеет гриф «Для служебного пользования», но как мне удалось выяснить у работника все того же районного ГАИ г. Минска, применяется до сих пор. Называется он “Наставления по ДПС ГАИ МВД Республики Беларусь” из Приложения к приказу МВД Республики Беларусь от 18 апреля 1995 года № 60. Некоторое время данный документ был в свободном доступе на интернет-сайте ГУВД Мингорисполкома, однако оставался там недолго. Сейчас его можно найти на одном из сайтов белорусских “уличных гонщиков”.
Так вот, глава 7 Наставления гласит, что работник дорожно-патрульной службы при исполнении своих обязанностей имеет право запрещать эксплуатацию транспортных средств, состоящих на учете в данном городе или районе, путем снятия государственных номерных знаков при наличии неисправностей рулевого управления, тормозной системы, а также в случаях, когда транспортное средство не прошло технический осмотр в установленный срок или переоборудовано без разрешения Госавтоинспекции.
Итак, если подытожить все вышесказанное: работники ГАИ при несении службы действительно имеют право снимать номерные знаки (как один, так и оба) в следующих ситуациях:
1) если техническое состояние транспортного средства не соответствует требованиям Правил дорожного движения;
2) если конструкция транспортного средства не отвечает требованиям правил, нормативов и стандартов в рамках Национальной системы сертификации Республики Беларусь;
3) если транспортное средство не прошло в установленном порядке государственный технический осмотр.
Во всех остальных случаях снимать номерные знаки работники ГАИ не имеют права, и их действия могут быть обжалованы в установленном порядке.
Теперь давайте перейдем к правовому осмыслению работы чуда белорусского тракторостроения – эвакуатора. Юридически эта процедура называется "Задержание и принудительная отбуксировка транспортного средства" и регулируется ст. 244-1 КоАП, где под “принудительной отбуксировкой” понимается правомерное принудительное перемещение транспортного средства с места совершения административного правонарушения на охраняемую стоянку.
Помимо случаев управления транспортным средством лицом, не имеющим права управления либо находящегося в состоянии алкогольного опьянения, работники ГАИ вправе производить задержание и принудительную отбуксировку автомобиля, если вами было совершено административное правонарушение, предусмотренное частью первой статьи 119-1 КоАП – “Нарушение водителями правил остановки или стоянки транспортных средств”. Однако для правомерной эвакуации в обязательном порядке должны быть соблюдены все из следующих условий:
1) вместе со знаком “Остановка запрещена” или линией дорожной разметки желтого цвета должна быть табличка дополнительной информации “Эвакуатор”;
2) водитель не должен находится в транспортном средстве или в непосредственной близости от него;
3) в транспортном средстве не должно находится пассажиров.
В случае задержания и принудительной отбуксировки транспортного средства работником ГАИ составляется протокол, в котором указываются дата, время и место (адрес), с которого производится принудительная отбуксировка транспортного средства, основание задержания и принудительной отбуксировки транспортного средства, тип и марка (модель) транспортного средства, его регистрационный номерной знак, перечень имеющихся видимых дефектов и повреждений отбуксируемого транспортного средства, адрес охраняемой стоянки, на которую будет отбуксировано данное транспортное средство, наименование органа, должность, фамилия, имя и отчество лица, составившего протокол.
При доставке транспортного средства на охраняемую стоянку в протоколе указываются наименование организации, фамилия, имя и отчество лица, принявшего данное транспортное средство на хранение.
Протокол о задержании и принудительной отбуксировке транспортного средства составляется в трех (!) экземплярах, первый из которых остается у лица, осуществившего задержание и принудительную отбуксировку транспортного средства, второй – на охраняемой стоянке, третий предназначен для владельца транспортного средства.
Обратите особое внимание – протокол о задержании и принудительной отбуксировке транспортного средства составляется в присутствии двух понятых на месте нахождения транспортного средства до его принудительной отбуксировки. Понятно, что если эвакуация произошла по схеме “приехали – приподняли – погрузили – увезли”, налицо нарушение предусмотренной законом процедуры, поэтому смело обжалуйте действия работников ГАИ, ведь в противном случае помимо штрафа вам придется оплатить еще и затраты по задержанию и принудительной отбуксировке транспортного средства, а также услуги охраняемой стоянки.
О задержании и принудительной отбуксировке транспортного средства, а также о месте его нахождения должна быть немедленно проинформирована дежурная служба территориальных органов внутренних дел, которая незамедлительно сообщает владельцу о принудительной отбуксировке его транспортного средства, если конечно сам владелец догадается позвонить по номеру дежурной службы.
За повреждения, причиненные транспортному средству во время его задержания и принудительной отбуксировки или во время его нахождения на охраняемой стоянке, несут ответственность юридические лица, работники которых осуществляли соответственно задержание и принудительную отбуксировку или хранение транспортного средства. Поэтому, если при эвакуации не были учтены особенности вашей автоматической коробки передач – смело требуйте возмещения ущерба.
Доставленное на охраняемую стоянку транспортное средство возвращается владельцу или уполномоченному им лицу по его первому требованию.
Образец жалобы на незаконное снятие номеров
Начальнику N-ского РУВД
города Минска
(полный адрес)
Иванова Ивана Ивановича
проживающего: 220***, г. Минск
ул. *********, **-**
тел.: 2**-**-**
жалоба.
«___» __________ 2005 г. с принадлежащего мне автомобиля «ХХХ» сотрудником ОГАИ N-ского РУВД г. Минска был незаконно, в нарушение требований нормативных правовых актов Республики Беларусь и должностных инструкции, снят государственный регистрационный знак «**** А*-7».
Своими действиями Ваш сотрудник необоснованно запретил мне участие в дорожном движении, так как, в соответствии с пунктом 189.8 Правил дорожного движения, утверждённых Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 декабря 2002 г. № 1850, запрещается участие в дорожном движении транспортных средств без укрепленных в установленных местах регистрационных знаков.
Пункт 18.8 Положения о Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Республики Беларусь, утверждённого Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 декабря 2002 г. № 1851, содержит исчерпывающий перечень обстоятельств, согласно которому сотрудники ГАИ имеют право запрещать участие в дорожном движении транспортных средств, а именно: транспортных средств, техническое состояние которых не соответствует требованиям Правил дорожного движения или конструкция которых не отвечает требованиям правил, нормативов и стандартов в рамках Национальной системы сертификации Республики Беларусь, а также транспортных средств, не прошедших в установленном порядке государственный технический осмотр. Аналогичное правило содержится в статье 245-1 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях 1984 г., в соответствии с которым: эксплуатация транспортного средства с неисправностями тормозной системы или рулевого управления или переоборудованного без соответствующего разрешения, когда это угрожает безопасности движения, запрещается уполномоченными на то должностными лицами органов внутренних дел в порядке, устанавливаемом Министерством внутренних дел СССР.
Помимо вышеназванных нормативных правовых актов, Ваш сотрудник нарушил требование главы 7 Наставления по ДПС ГАИ МВД Республики Беларусь из Приложения к Приказу МВД Республики Беларусь от 18 апреля 1995 года № 60, согласно которому: работник дорожно-патрульной службы при несении службы имеет право запрещать эксплуатацию транспортных средств, состоящих на учете в данном городе или районе, путем снятия государственных номерных знаков при наличии неисправностей рулевого управления, тормозной системы, а также в случаях, когда транспортное средство не прошло технический осмотр в установленный срок или переоборудовано без разрешения Госавтоинспекции.
Техническое состояние принадлежащего мне легкового автомобиля «ХХХ» полностью соответствует требованиям Правил дорожного движения, а его конструкция отвечает требованиям правил, нормативов и стандартов Республики Беларусь, о чём свидетельствует пройденный в ноябре 2004 г. государственный технический осмотр. Таким образом, отсутствуют основания для запрещения участия в дорожном движении принадлежащего мне транспортного средства.
Исходя из вышеизложенного, руководствуясь статьёй 4 Закона Республики Беларусь «Об обращениях граждан» от 6 июня 1996 г., пунктом 20 Положения о Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Республики Беларусь
ПРОШУ:
1. Возвратить мне незаконно изъятый государственный регистрационный знак «**** А*-7»;
2. Привлечь к дисциплинарной ответственности сотрудника, осуществившего незаконное снятие государственного регистрационного знака с принадлежащего мне транспортного средства;
3. Довести до сведения подчинённых Вам сотрудников ОГАИ N-ского РУВД г. Минска требования нормативных правовых актов Республики Беларусь и должностных инструкции о недопустимости безосновательного снятия с транспортных средств граждан государственных регистрационных знаков.
Приложение:
1. Ксерокопия уведомления о снятии государственного регистрационного знака;
2. Ксерокопия свидетельства о регистрации транспортного средства;
3. Ксерокопия сертификата о прохождении государственного технического осмотра транспортного средства.
«___» _________ 2005 г. Подпись