Пункт 3.4
«контейнерная площадка: Специально оборудованное место (площадка), с твердым основанием и ограждением, предназначенное для временного хранения отходов в установленных на ней контейнерах».
1. Из определения данного термина не ясно, чем именно является «контейнерная площадка»: абстрактным «местом» либо «площадкой»?
Что такое «место»? Что именно может использоваться в качестве «места»?
Действующее законодательство Республики Беларусь не содержит определение термина «площадка». При этом в ранее действующих СНиП 2.09.02 содержалось следующее определение термина: «площадка (производственные здания): одноярусное сооружение (без стен)…, опирающееся на самостоятельные опоры… и предназначенное для установки, обслуживания и ремонта оборудования».
2. Что такое «твердое основание»? Какое «основание» является «твердым»?
В подп. 2.43 п. 2 Инструкции об основаниях назначения и порядке технической инвентаризации недвижимого имущества, а также проверки характеристик недвижимого имущества при совершении регистрационных действий, утвержденной Постановлением Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь от 24.03.2015 № 11 (далее – Инструкция № 11) содержится следующее определение термина: «основание строения – массив грунта, иных специально подготовленных материалов, находящихся в силовом взаимодействии со строением или с подземной его частью».
3. В подп. 2.67 п. 2 Инструкции № 11 содержится определение следующего термина: «сооружение – объемная, высотная, плоскостная, линейная или комплексная строительная система, прочно связанная с землей, состоящая из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих конструкций и предназначенная для выполнения производственных процессов различного вида, хранения материалов, изделий, оборудования, для временного пребывания и перемещения людей, грузов и иных потребительских функций». Очевидно, что в качестве «контейнерной площадки» следует признавать только «плоскостную строительную систему, прочно связанную с землей путем использования основания, состоящую из несущих строительных конструкций», а не «грунт с насыпанным на него слоем щебня».
4. Согласно п. 13.3 ТКП 17.11-08-2020 «Контейнерные площадки для сбора КО должны… быть оборудованы твердым водонепроницаемым покрытием». Соответственно, «контейнерная площадка» должна иметь «твердое водонепроницаемое покрытие», а не «твердое основание».
5. Данное определение термина не учитывает указанные в п. 13.3 ТКП 17.11-08-2020 случаи, когда «ограждение контейнерных площадок… может не сооружаться». Соответственно, слова «и ограждением» из определения термина следует исключить.
6. В статье «В столице реализовали первый этап по установке модульных контейнерных площадок», размещенной 04.01.2021 г. на сайте агентства «Минск-новости», сказано, что «…в минских дворах установили 389 модульных площадок для сбора отходов. Каждая конструкция изготовлена из перфорированных металлических листов и состоит из модулей: один на три контейнера для ВМР (стекла, пластика и бумаги), три варианта модулей – на один, два и три контейнера для ТКО и модуль представляющий собой отсек для крупногабаритного мусора, также с ограждением и навесом… модульные площадки имеют ряд преимуществ по сравнению со стационарными. Это функциональность, удобство в эксплуатации, эстетичность, быстрота сборки и возможность перемещения в другое место. При этом не нужны ни проект, ни фундамент…». С тем, что были установлены «модульные площадки для сбора отходов» согласится нельзя – на «контейнерные площадки» были установлены «закрытые модульные конструкции» для нахождения внутри них «контейнеров».
Указанный «передовой столичный опыт» в последнее время широко распространился не только в г. Минске, но и в регионах. Между тем, определение данного термина, а также содержание разд. 13 ТКП 17.11-08-2020 не учитывает указанный «передовой опыт». Так, при установке на «контейнерной площадке» таких «закрытых модульных конструкций с навесом» ограждение «контейнерной площадки» не требуется.
7. С учетом вышеизложенного, предлагается следующее определение данного термина:
«3.4 контейнерная площадка: Специально оборудованное сооружение, предназначенное для временного хранения отходов в установленных на нем контейнерах.
Примечание – К оборудованию контейнерной площадки относятся устанавливаемые на ней закрытые модульные конструкции с навесом, ограждение».
Пункт 13.2
«13.2 Контейнерные площадки для сбора КО должны быть удалены на расстояние не менее 20 м от:
окон жилых домов, площадок для игр детей и отдыха населения;
окон учреждений образования, организаций здравоохранения, торговых объектов общественного питания, физкультурно-оздоровительных сооружений».
Обоснование по недопустимости какой-либо корректировки либо исключения требований п. 13.2 ТКП 17.11-08-2020.
1. Строительные нормы "Планировка и застройка населенных пунктов", утвержденные Постановлением Министерства архитектуры и строительства № 94 от 27 ноября 2020 года (далее - СН 3.01.03-2020) не содержат конкретных требований к местам размещения площадок, а в п. 6.2.10 указанных СН 3.01.03-2020 имеется только отсылка к ТКП 17.11-08-2020 и не более того.
2. Действующие санитарные нормы и правила «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию и эксплуатации территорий», утвержденные Постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 02.02.2023 г. № 22 (далее – Постановление МЗ РБ №22) не содержат каких-либо требований к местам размещения контейнерных площадок для сбора коммунальных отходов.
3. Соответственно, содержащееся в п. 13.2 ТКП 17.11-08-2020 требования к местам размещения контейнерных площадок для сбора коммунальных отходов являются единственными требованиями законодательства и их корректировка либо исключение приведет на практике к ряду негативных результатов (см. п.4).
4. Одной из возможных корректировок требований п. 13.2 ТКП 17.11-08-2020 к местам размещения контейнерных площадок для сбора коммунальных отходов является его дополнение исключением из общего правила к местам размещения контейнерных площадок для сбора коммунальных отходов, предусматривающего возможность сокращения указанного в п. 13.2 ТКП 17.11-08-2020 (33040\33140) минимального расстояния в 20 м от контейнерных площадок для сбора коммунальных отходов до окон жилых домов и иных объектов в случаях «существующей застройки», «ликвидации мусоропровода в существующей застройке» и т.п.
5. Подобные исключения из общего правила на практике вызывают и далее будут вызывать ряд негативных последствий. Так, например, в городе Жодино имеется ряд известных контейнерных площадок для сбора коммунальных отходов, расположенных менее чем в 20 метрах от окон жилых домов: 2 площадки в районе дома 4\1 по улице Сырокваша, район дома 9 по улице 8-го Марта, площадка между домами номер 27 по улице 50 лет Октября и номер 2 по улице Гагарина, площадка между домами 21 и 15В по улице Логойская, в районе дома 15 по улице Логойская, в районе дома 24 по улице Калиновского – и это только известные адреса. С учетом того, что согласно действующей Схеме обращения с коммунальными отходами, образующимися на территории города Жодино № 1373 всего контейнерных площадок 365 и принимая во внимание тот факт, что большую часть жилого фонда составляют дома старше 1995 года постройки, таких проблемных контейнерных площадок может быть гораздо больше.
6. Cледовательно, жильцы близлежащих домов испытывают ряд неудобств: шум спецтехники (мусоровозы МАЗ модели 590425-012 и аналогичные им) с работающей роторной дробилкой-измельчителем коммунальных отходов; наличие на контейнерных площадках животных (собаки, кошки, грызуны), птиц; людей маргинального вида, копающихся в мусорных контейнерах; неприятные запахи в летний период времени; шум от процесса сбора на контейнерных площадках крупногабаритных и строительных отходов, также транспорта для их перевозки. А шумовой фактор прямо зависит от расстояния расположения контейнерных площадок для сбора коммунальных отходов от жилых домов. А с учетом того, что разные виды отходов с контейнерных площадок забирает разная техника (мусоровозы, тракторы с прицепами), то уровень и длительность шума увеличивается многократно. А согласно ст. 46 Конституции Республики Беларусь (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканском референдуме 27 февраля 2022 года) «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду и на возмещение вреда, причиненного нарушением этого права»
7. Тем более, исходя из п.1-6, указанных выше, недопустимо полное исключение требований к местам размещения контейнерных площадок из п. 13.2 ТКП 17.11-08-2020.
С учетом вышеизложенного, предлагается п.13.2 ТКП 17.11-08-2020 оставить без изменений.
Пункт 13.3
13.3 Контейнерные площадки для сбора КО должны соответствовать следующим требованиям:
быть оборудованы твердым водонепроницаемым покрытием;
Между тем, «твердое водонепроницаемое покрытие» является элементом (частью) «контейнерной площадки», а не ее «оборудованием». Так, согласно абз. 3 ч. 1 п. 9 Постановления МЗ РБ №22 «Площадки и иные места для временного хранения отходов (далее, если не определено иное, - площадки), если иное не определено актами законодательства, должны иметь… твердое водонепроницаемое покрытие».
Предлагается слова «быть оборудованы» заменить на слово «иметь».
«Ограждение контейнерных площадок для сбора КО при устройстве контейнеров заглубленного типа и (или) установке на площадке закрытых контейнеров, имеющих конструкцию «крышка в крышке», может не сооружаться
При установке на контейнерной площадке «закрытых модульных конструкций с навесом» ограждение «контейнерной площадки» также не требуется.»
Соответственно, предлагается после слов «конструкцию «крышка в крышке» добавить слова «, либо закрытых модульных конструкций с навесом» и далее по тексту.
Пункт 13.4
«Твердое основание рекомендуется обустраивать на одном уровне с дорожным покрытием.
Если уровень твердого основания выше, чем уровень дорожного покрытия, то от твердого основания до проезжей части дороги сооружается дорожка для выкатывания контейнеров к транспорту».
1. В целом требование абз. 1 п. 13.4 ТКП 17.11-08-2020 не ясно. О «дорожном покрытии» чего именно идет речь?
2. Согласно п. 13.3 ТКП 17.11-08-2020 «Контейнерные площадки для сбора КО должны… быть оборудованы твердым водонепроницаемым покрытием». В подстрочной сноске 1 к п. 9 Постановления МЗ РБ № 22 сказано следующее: «Под твердым водонепроницаемым покрытием понимается покрытие, выполненное из различных уплотненных минеральных смесей или других материалов (асфальт, бетон и другое)».
Таким образом, «контейнерные площадки» помимо «твердого основания» также должны иметь «твердое водонепроницаемое покрытие, выполненное из различных уплотненных минеральных смесей или других материалов (асфальт, бетон и другое)». Высота (толщина) «твердого водонепроницаемого покрытия» не регламентируется ТНПА, но в любом случае при обустройстве «твердого основания на одном уровне с дорожным покрытием» проезжей части ближайшей к «контейнерной площадке» дороги (в т.ч. улицы и проезда) уровень «твердого водонепроницаемого покрытия» контейнерной площадки всегда будет выше, чем уровень «дорожного покрытия» проезжей части ближайшей к «контейнерной площадке» дороги (в т.ч. улицы и проезда). Соответственно, во всех перечисленных в абз. 1 и 2 п. 13.4 ТКП 17.11-08-2020 случаях необходимо «сооружение дорожки для выкатывания контейнеров к транспорту».
3. Что такое «дорожка для выкатывания контейнеров к транспорту»? В Строительных нормах Республики Беларусь «Улицы населенных пунктов», утвержденных Постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь № 39 от 25 марта 2022 года (далее - СН 3.03.06-2022) и др. ТНПА указанный термин не используется. Соответственно, требования к проектированию и устройству таких «дорожек» не определены. В частности, не определены требования к основанию, ширине, допустимому уклону и покрытию такой «дорожки», что на практике создает проблемы. Представляется, что в данном случае следует размещать «тротуар», требования к проектированию и устройству которых установлены в СН 3.03.06-2022 и др. ТНПА.
4. На практике «контейнерные площадки» примыкают к дорогам (в населенных пунктах – к улицам либо к проездам). При этом возможны следующие варианты уровня размещения «контейнерной площадки» и «дорожки для выкатывания контейнеров к транспорту» относительно примыкающей к ним проезжей части дороги:
1) примыкание к улицам.
Согласно абз. 1 п. 5.2.10 СН 3.03.06-2022 «Боковые разделительные полосы, отделяющие проезжую часть улиц от других элементов поперечного профиля, тротуары…, примыкающие к проезжей части (за исключением мест пересечений пешеходных путей с проезжей частью)… должны быть приподняты на 0,15 м над уровнем проезжей части путем установки бортовых камней».
Согласно п. 3.4 СН 3.03.06-2022 «боковая разделительная полоса: Конструктивно выделенный элемент улицы, разделяющий между собой другие элементы поперечного профиля: основную проезжую часть, тротуар, боковой (местный) проезд, велосипедные дорожки, стояночные площадки и т.д.». На практике имеются случаи примыкания «контейнерных площадок» к «проезжей части» улиц. В этом случае «контейнерные площадки» являются «элементом поперечного профиля» улицы, но не являются «пешеходными путями» и место примыкания указанных объектов не является «местом пересечений пешеходных путей с проезжей частью». Соответственно, в этом случае согласно требований абз. 1 п. 5.2.10 СН 3.03.06-2022 «контейнерные площадки» должны быть «приподняты на 0,15 м над уровнем проезжей части путем установки бортовых камней»;
Также возможно примыкание «дорожки для выкатывания контейнеров к транспорту» к «проезжей части» улиц. И в этом случае «дорожки для выкатывания контейнеров к транспорту»» являются «элементом поперечного профиля» улицы, но не являются «пешеходными путями» и место примыкания указанных объектов не является «местом пересечений пешеходных путей с проезжей частью». Соответственно, и в таком случае «дорожки для выкатывания контейнеров к транспорту» должны «быть приподняты на 0,15 м над уровнем проезжей части путем установки бортовых камней» в месте их примыкания к «проезжей части» улицы.
2) примыкание к проездам.
На практике часто «контейнерные площадки» примыкают к «проезжей части» проездов. Так, в указанной выше статье было сказано, что разместить «модульную закрытую конструкцию» можно «возле самого бордюра дворового проезда».
В этом случае, «боковая разделительная полоса» отсутствует (т.к. «проезд» – не «улица»), а в п. абз. 1 5.2.10 СН 3.03.06-2022 «контейнерные площадки» не упоминаются. Соответственно, в этом случае «контейнерные площадки» не должны «быть приподняты на 0,15 м над уровнем проезжей части путем установки бортовых камней». Между тем, на практике в таких случаях часто «контейнерные площадки» приподымают «на 0,15 м над уровнем проезжей части [проезда] путем установки бортовых камней». При этом бордюр дворового проезда явно мешает «выкатыванию контейнеров к транспорту» и в еще большей степени «обратному вкатыванию контейнеров на контейнерную площадку», в результате чего на практике работники, загружающие мусор из тяжелых контейнеров в мусоровоз, перемещают все контейнеры из «контейнерной площадки» за ее пределы (через бордюр) и там оставляют, в данном случае – на проезжей части дворового проезда.
Для решения данной проблемы в некоторых случаях для «выкатывания контейнеров» предусматривается «локальное» понижение бортового камня проезда в месте примыкания к нему «контейнерной площадки». Между тем, согласно абз. 1 п. 5.4.8 СН 3.03.06-2022 только «Места пересечений пешеходных путей с проезжей частью выполняют в одном уровне» путем «устройства пониженного борта проезжей части», а для мест пересечений иных объектов с «проезжей частью» такую возможность СН 3.03.06-2022 не предусматривает. Соответственно, такие проектные решения не соответствуют требованиям абз. 1 п. 5.4.8 СН 3.03.06-2022.
В некоторых случаях «контейнерная площадка» размещается в одном уровне с «дорожным покрытием проезжей части» дворового проезда, к которому она примыкает, при этом «контейнерная площадка» и «проезжая часть» проезда разделяется бортовым камнем высотой 0,15 м. Так, на фото из указанной статьи видно, что «твердое водонепроницаемое покрытие контейнерной площадки» обустроено на одном уровне с «дорожным покрытием проезжей части» дворового проезда, к которому примыкает «площадка», а находящийся между ними бордюр дворового проезда явно мешает «выкатыванию контейнеров к транспорту» и «закатыванию контейнеров» на контейнерную площадку. На практике для решения данной проблемы на дорожное покрытие проезжей части проезда вблизи бортового камня устанавливают разного рода изготовленные кустарным способом «наклонные заезды/съезды», «накладки» и т.п.
Также возможно примыкание «дорожки для выкатывания контейнеров к транспорту» к «проезжей части» проезда. Соответственно, в этом случае «дорожки для выкатывания контейнеров к транспорту» не должны «быть приподняты на 0,15 м над уровнем проезжей части путем установки бортовых камней».
5. Согласно абз. 1 п. 13.3 ТКП 17.11-08-2020 «контейнерные площадки» должны «содержатся в чистоте».
Для защиты «контейнерной площадки» от поверхностных вод, заполняющих «проезжую часть дороги» после атмосферных осадков, замерзания их в холодное время года, а также исключения наноса с поверхностными водами мусора и грязи, необходимо ее «приподнимать» над уровнем проезжей части дороги, к которой она примыкает.
6. С учетом вышеизложенного, предлагается:
1) изложить п. 13.4 ТКП 17.11-08-2020 в следующей редакции:
«13.4 Контейнерные площадки, примыкающие к проезжей части дорог, должны быть приподняты на 0,15 м над уровнем проезжей части дорог путем установки бортовых камней. Места примыкания контейнерных площадок к проезжей части дороги выполняют в одном уровне с проезжей частью дороги путем устройства пониженного борта проезжей части [в соответствии с Приложением Б «Фрагменты устройства пониженного борта проезжей части» СН 3.03.06-2022] c уклоном не более 100 ‰.
В случае размещения контейнерной площадки без ее примыкания к проезжей части дороги следует предусматривать устройство дорожки для выкатывания контейнеров к транспорту от контейнерной площадки до проезжей части дороги c уклоном не более 100 ‰. Место примыкания [пересечения] дорожки для выкатывания контейнеров с проезжей частью дороги выполняют в одном уровне с проезжей частью дороги.»;
2) подготовить и направить в Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь письмо с обоснованием необходимости корректировки СН 3.03.06-2022 и иных ТНПА в части:
а) дополнения разд. 3 СН 3.03.06-2022 определением термина «дорожка для выкатывания контейнеров к транспорту»;
б) дополнения подразд. 5.4 СН 3.03.06-2022 и иных ТНПА требованиями к проектированию и устройству «дорожек для выкатывания контейнеров к транспорту»;
в) замены в абз. 1 п. 5.2.10 СН 3.03.06-2022 «тротуары и пешеходные дорожки» на «тротуары, пешеходные дорожки и дорожки для выкатывания контейнеров к транспорту»;
г) дополнения в абз. 1 п. 5.4.8 СН 3.03.06-2022 после слов «пешеходных путей» текстом «и дорожек для выкатывания контейнеров к транспорту».
Пункт 13.5
«На контейнерной площадке:
организуется сбор крупногабаритных и строительных отходов, изношенных шин;
устанавливаются контейнеры для сбора смешанных КО, вторичных материальных ресурсов и иных отходов».
Предлагается добавить «устанавливаются закрытые модульные конструкции с навесом для размещения в них контейнеров».