Целью ГАИ является обеспечение безопасности дорожного движения и контроль за соблюдением ПДД. Формы и методы контроля - в конце первой главы ПДД. Там определено, кем и чем эти формы и методы устанавливаются - постановлениями МВД. Единственное из постановлений, касающееся дорожного движения - Постановление №333. И в нем статья 76 дает полный перечень причин остановки. Да, там есть причина "проверка документов", которая касается только спецмероприятий.
Можно действовать через опу, ссылаясь на обязанность водителя передавать сотрудникам ГАИ доументы для проверки. Но и в этом случае ПРАВА водителя указаны в ПДД раньше ОБЯЗАННОСТЕЙ, поэтому - сначала обеспечиваем право водителя "знать причину останвки", а уже потом, по очередности, установленной Правилами (не забываем, что это Указ Президента), исполняем обязанности.
Вывод. Остановка водителя без причин, перечисленных законом (проверка документов не входит в этот перечень) является нарушением ПДД и, соответственно, незаконна.
ПДД:
ГЛАВА 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
4. Формы и методы контроля за выполнением участниками дорожного движения требований настоящих Правил определяются Министерством внутренних дел.
Постановление №333 Министерства внутренних дел.:
76. Запрещается останавливать транспортные средства без наличия оснований для этого, а также на участках автомобильных дорог и улиц с ограниченной обзорностью, до и после поворота, непосредственно перед или после вершин подъема, ближе 15 метров перед перекрестками, пешеходными переходами, ближе 50 метров от железнодорожных переездов и на других опасных участках, за исключением случаев необходимости безотлагательной их остановки для предотвращения или устранения опасности, непосредственно угрожающей личности, правам и законным интересам лиц, находящихся в данных транспортных средствах, или других лиц, интересам общества или государства.
77. Основанием для остановки транспортных средств сотрудником ДПС являются:
77.1. непосредственное обнаружение признаков нарушения Правил дорожного движения водителями или пассажирами;
77.2. наличие сведений о совершении водителем или пассажирами преступления, административного правонарушения;
77.3. непосредственное возникновение подозрений, либо получение информации по каналам связи, от граждан, или должностных лиц об управлении транспортным средством в состоянии опьянения, об эксплуатации транспортного средства, не прошедшего государственный технический осмотр, и других правонарушениях;
77.4. нахождение транспортного средства в розыске, а также наличие данных об использовании транспортного средства в противоправных целях, сведений о наложенном на него аресте, схожесть примет с разыскиваемым транспортным средством;
77.5. необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения ДТП, преступления, административного правонарушения, свидетелями которого они являются;
77.6. выполнение решений уполномоченных на то государственных органов или должностных лиц об ограничении или временном запрещении движения транспортных средств;
77.7. необходимость привлечения водителя и (или) транспортного средства для оказания помощи на месте совершения ДТП, доставления пострадавших, работников правоохранительных органов или организаций здравоохранения в случаях и порядке, установленных Правилами дорожного движения, а также в качестве понятого;
77.8. необходимость проверки водительских и регистрационных документов, а также документов на перевозимый груз в период проведения специальных мероприятий.