В ходе дополнительного изучения ответа по жалобе, данном Министерством здравоохранения Республики Беларусь (далее – Минздрав) от 08.11.2023 г. считаю нужным дать отдельные комментарии с формированием определенных вопросов, а именно:
А) В ответе от 08.11.2023 г., данном Минздравом, сказано следующее:
«Определение термина «санкционированные места хранения отходов» приводится в пункте 28 статьи 1 Закона Республики Беларусь от 20 июля 2007 г. № 271-3 «Об обращении с отходами» (далее — Закон № 271-3). К ним относятся объекты хранения отходов или места временного хранения отходов, определенные собственнику отходов для их хранения в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства об обращении с отходами.
Согласно пункту З статьи 25 Закона № 271-3 санкционированные места хранения отходов потребления определяются местными исполнительными и распорядительными органами в схемах обращения с коммунальными отходами.
Справочно:
Состав и порядок разработки, согласования и утверждения схем обращения с коммунальными отходами регламентируется постановлением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 7 Декабря 2018 г. № 9.
Вопросы разработки, согласования и утверждения схем обращения с коммунальными отходами ТКП 17.11-08-2020 «Охрана окружающей среды и природопользование. Отходы. Правила обращения с коммунальными отходами», утвержденным и введенным в действие Постановлением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь и Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 30 июня 2020 г. № 18/4-Т, санитарными нормами и правилами «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию и эксплуатации территорий», утвержденными постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 02.02.2023 № 22, не регламентируются.
Таким образом, контейнерные площадки для сбора твердых коммунальных отходов, определенные в схемах обращения с коммунальными отходами, являются санкционированными местами хранения отходов. Иной порядок определения санкционированных мест хранения отходов потребления Законом № 271-3 и иными актами законодательства об обращении с отходами не предусмотрен».
В п. 10 ст. 1 Закона Республики Беларусь от 20 июля 2007 г. № 271-3 «Об обращении с отходами» (далее — Закон № 271-3), сказано следующее:
«Места временного хранения отходов – специальное оборудование
(контейнеры, урны и т.п.), площадки и иные места, предназначенные для временного хранения отходов».
В п. 17 Закона № 271-З сказано следующее:
«Объекты хранения отходов – сооружения (комплекс сооружений),
предназначенные для хранения отходов».
В п. 28 Закона № 271-З сказано следующее:
«Санкционированные места хранения отходов – объекты хранения отходов или места временного хранения отходов, определенные собственнику отходов для их хранения в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства об обращении с отходами».
В ст. 19 Закона № 271-З сказано следующее:
«1. Коммунальные отходы подлежат сбору и удалению в соответствии со схемами обращения с коммунальными отходами, разрабатываемыми и утверждаемыми местными исполнительными и распорядительными органами по согласованию с территориальными органами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды, уполномоченными государственными органами и учреждениями, осуществляющими государственный санитарный надзор.
2. Состав и порядок разработки, согласования и утверждения схем обращения с коммунальными отходами устанавливаются Министерством жилищно-коммунального хозяйства по согласованию с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды и Министерством здравоохранения.
3. Технические требования к обращению с коммунальными отходами устанавливаются техническим кодексом установившейся практики обращения с коммунальными отходами, утверждаемым Министерством жилищно-коммунального хозяйства совместно с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды»
Б) В области применения ТКП 17.11-08-2020 «Охрана окружающей среды и природопользование. Отходы. Правила обращения с коммунальными отходами», утвержденным и введенным в действие Постановлением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь (далее – МЖКХ) и Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь (далее – Минприроды) от 30 июня 2020 г. № 18/4-Т ( далее - ТКП 17.11-08-2020) сказано следующее:
«Настоящий технический кодекс предназначен для применения юридическими лицами, физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, являющимися производителями коммунальных отходов и осуществляющими обращение с коммунальными отходами; юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, оказывающими услуги по обращению с коммунальными отходами; собственниками передаваемых в пользование зданий, сооружений и иных объектов; потребительскими кооперативами и садоводческими товариществами; пользователями земель природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения; местными исполнительными и распорядительными органами».
В) В п. 13.2 ТКП 17.11-08-2020 сказано следующее:
«Контейнерные площадки для сбора КО должны быть удалены на расстояние не менее 20 м от:
окон жилых домов, площадок для игр детей и отдыха населения;
окон учреждений образования, организаций здравоохранения, торговых объектов общественного питания, физкультурно-оздоровительных сооружений».
Г) В п. 4 Постановления Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 07.12.2018 г. № 9 «О составе, порядке разработки, согласовании и утверждения схем обращения с коммунальными отходами» (далее – Постановление № 9), сказано следующее:
«Схемы обращения с коммунальными отходами разрабатываются в соответствии с законодательством об обращении с отходами, техническими нормативными правовыми актами, а также с учетом сложившейся практики обращения с коммунальными отходами в конкретном населенном пункте».
Д) В ответе на обращение заявителя, данном МЖКХ 21.09.2023 г., сказано следующее:
«В соответствии с пунктом З статьи 19 Закона Республики Беларусь от 20.07.2007 № 271-3 «Об обращении с отходами» (далее Закон № 271-3) технические требования к обращению с коммунальными отходами устанавливаются техническим кодексом установившейся практики обращения с коммунальными отходами, утверждаемым МЖКХ совместно с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды (далее — Минприроды).
Постановлением МЖКХ и Минприроды от 30.07.2020 № 13/4-Т, в рамках реализации указанной нормы законодательного акта, введен в действие ТКП 17.11-08-2020.
В соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства» (подпункт 3.9 пункта З) технические кодексы установившейся практики будут являться обязательными для соблюдения субъектами хозяйствования при ссылке на них в законодательных актах, а также, если сами субъекты хозяйствования в добровольном порядке заявили об обязательности их соблюдения.
В Законе № 271-3 приведена ссылка на технический кодекс установившейся практики обращения с коммунальными отходами. В связи с этим полагаем, что это является признаком его обязательности».
Е) В ответе на обращение заявителя, данном Минприроды 20.09.2023 г., сказано следующее:
«Декретом Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 г. № 7 «О развитии предпринимательства» (подпункт 3.9 пункта З) установлено, что технические кодексы установившейся практики будут являться обязательными для соблюдения субъектами хозяйствования только при ссылке на них в законодательных актах, технических регламентах Республики Беларусь, иных нормативных правовых актах Совета Министров Республики Беларусь, а равно если сами субъекты хозяйствования в добровольном порядке заявили об обязательности их соблюдения.
Законом Республики Беларусь от 20 июля 2007 г. № 271-3 «Об обращении с отходами» (пункт З статьи 19, пункт 4 статьи 31) установлено, что технические требования к обращению с коммунальными отходами устанавливаются техническим кодексом установившейся практики обращения с коммунальными отходами, утверждаемым Министерством жилищно-коммунального хозяйства совместно с Минприроды.
В рамках реализации указанной нормы законодательного акта постановлением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь и Министерства природных ресурсов и охраны
окружающей среды Республики Беларусь от 30 июля 2020 г. № 13/4-Т утвержден и введен в действие технический кодекс установившейся практики ТКП 17.1 1-08-2020 (33040/33140) «Охрана окружающей среды и природопользование. Отходы. Правила обращения с коммунальными отходами».
На основании изложенного, усматривается, что в настоящее время с учетом требований названного Декрета в законодательном акте - Законе Республики Беларусь «Об обращении с отходами» приведена ссылка на технический кодекс установившейся практики, устанавливающий требования к обращению с коммунальными отходами (ТКП 17.11-08-2020 (33040/33 40) «Охрана окружающей среды и природопользование. Отходы. Правила обращения с коммунальными отходами»), что, соответственно, является признаком его обязательности».
Ж) В ответе на обращение заявителя, данном Минприроды 29.11.2023 г., сказано следующее:
«Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды (далее — Минприроды) на электронное обращение (жалобу) гражданина Антиховича А.С. от 13.11.2023 № 27002300003797, направленное в адрес Минприроды Генеральной прокуратурой Республики Беларусь для рассмотрения по компетенции в части размещения контейнерной площадки возле дома № 24 по ул. Калиновского в г. Жодино, сообщает следующее.
В соответствии с Законом Республики Беларусь от 20 июля 2007 г. № 271-3 «Об обращении с отходами» (пункт З статьи 19), как отмечалось ранее в ответе Минприроды гражданину Антиховичу А.С. от 20.09.2023 № 1-1-5/10/А-442-1, технические требования к обращению с коммунальными отходами устанавливаются техническим кодексом установившейся практики обращения с коммунальными отходами, утверждаемым Министерством жилищно-коммунального хозяйства совместно с Минприроды.
В рамках реализации указанной нормы Закона Республики Беларусь «Об обращении с отходами» постановлением Министерства жилищнокоммунального хозяйства Республики Беларусь и Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 30 июля 2020 г. № 13/4-Т утвержден и введен в действие технический кодекс установившейся практики ТКП 17.11-08-2020 (33040/33140)
«Охрана окружающей среды и природопользование. Отходы. Правила обращения с коммунальными отходами» (далее ткп 17.11-08), в соответствии с пунктом 13.2 которого контейнерные площадки для сбора коммунальных отходов должны быть удалены на расстояние не менее 20 м от окон жилых домов, площадок для игр детей и отдыха населения.
Позиция Минприроды по вопросу обязательности требований ТКП 17.11-08 изложена в названном ответе гражданину Антиховичу АС. от 20.09.2023 № 1-1-5/1 УА-442-1.
Также согласно пункту 6.2.10 строительных норм СН 3.01.03-2020 «Планировка и застройка населенных пунктов», утвержденных и введенных в действие постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 27 ноября 2020 г. № 94, на прилегающей к жилым домам территории (в том числе в случае ликвидации мусоропровода и при реконструкции существующей застройки) должна быть предусмотрена оборудованная контейнерная площадка для сбора коммунальных отходов в соответствии с [12] и ТКП 17.11-08.
Таким образом, техническими нормативными правовыми актами предусмотрены требования в части необходимости удаления контейнерных площадок для сбора коммунальных отходов на расстояние не менее 20 м от окон жилых домов, площадок для игр детей и отдыха населения».
З) В ответе на обращение заявителя, данном Жодинским городским исполнительным комитетом (далее – горисполком) 11.01.2024 г., сказано следующее:
«Жодинский городской исполнительный комитет на Ваше обращение об ознакомлении со схемой обращения с коммунальными отходами, образующимися на территории г. Жодино (далее — Схема), утвержденной решением Жодинского городского исполнительного комитета от 26.10.2023 № 1696, сообщает следующее.
С оригиналом Схемы Вы можете ознакомиться в Жодинском ГУП «ОЖКХ» (г. Жодино, ул. Лебедевского, 16, участок санитарной очистки)».
То есть схема обращения с коммунальными отходами, образующимися на территории г. Жодино Минской области, изменялась 26.10.2023 г. без изменений, касательно контейнерной площадки, расположенной вблизи дома 24 по улице Калиновского г. Жодино.
И) В ответе на обращение заявителя, данном государственным учреждением «Жодинский городской центр гигиены и эпидемиологии» (далее – ГЦГЭ) 03.03.2023 г., сказано следующее:
«Контейнерная площадка, расположенная вблизи дома № 24 по ул. Калиновского была оборудована в 2000 г., год постройки дома 1993 размещение вышеуказанной контейнерной площадки не согласовывалось с ГЦГЭ. Контейнерная площадка находится на расстоянии 16 метров от окон жилого дома № 24 по ул. Калиновского.
Нормативными правовыми актами законодательства Республики Беларусь в области государственного санитарного надзора, регулирующими порядок обращения с коммунальными отходами, являются: Закон Республики Беларусь от 20.07.2007 № 271-3 «Об обращении с отходами», Санитарные нормы, правила и гигиенические нормативы «Гигиенические требования к содержанию территорий населенных пунктов и организаций», утвержденные постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 01.11.2011 № 1 10, Правила благоустройства и содержания населенных пунктов, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.11.2012 № 1087».
Исходя из вышеизложенного, прошу дать разъяснения по следующим вопросам:
1) Является ли контейнерная площадка, расположенная вблизи дома 24 по улице Калиновского, санкционированным место хранения отходов?
2) Является ли ТКП 17.11-08-2020 актом законодательства об обращении с отходами, обязательным для исполнения юридическими лицами, физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, являющимися производителями коммунальных отходов и осуществляющими обращение с коммунальными отходами; юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, оказывающими услуги по обращению с коммунальными отходами; собственниками передаваемых в пользование зданий, сооружений и иных объектов; потребительскими кооперативами и садоводческими товариществами; пользователями земель природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения; местными исполнительными и распорядительными органами?
3) Необходимо ли в вопросы разработки, согласования и утверждения схем обращения с коммунальными отходами учитывать требования ТКП 17.11-08-2020?
4) Необходимо ли в порядке определения санкционированных мест хранения отходов потребления учитывать требования Закона № 271-3 и иных актов законодательства об обращении с отходами, в частности ТКП 17.11-08-2020?
Приложение:
1) ответ на обращение заявителя от 08.11.2023 г., данный Минздравом на 2 л.
2) ответ на обращение заявителя, данный МЖКХ 21.09.2023 г. на 2 л.
3) ответ на обращение заявителя, данный Минприроды 20.09.2023 г. на 2 л.
4) ответ на обращение заявителя, данный Минприроды 29.11.2023 г. на 2 л.
5) ответ на обращение заявителя, данный горисполкомом 11.01.2024 г. на 1 л.
6) ответ на обращение заявителя, данный ГЦГЭ 03.03.2023 г. на 3 л.