Информация для членов ЖСПК «Мачулищи-2010» и жильцов нашего дома:
Правовой минимум Часть 2 «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг Часть 1 »
I)
1)Закон Республики Беларусь от 16 июля 2008 г. №405-З "О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг"
2) Постановление Совета Министров РБ № 99 27 января 2009 г
О мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг»
II) Согласно Закона Республики Беларусь от 16 июля 2008 г. №405-З "О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг"
1) Статья 6. Права потребителей жилищно-коммунальных услуг
Потребитель имеет право на:
- удовлетворение потребностей в жилищно-коммунальных услугах;
- безопасность жилищно-коммунальных услуг;
- информацию об исполнителе и оказываемых им жилищно-
коммунальных услугах;
-выбор исполнителя жилищно-коммунальных услуг, оказываемых на
конкурентной основе;
-просвещение в области защиты прав потребителей жилищно-
коммунальных услуг;
- надлежащее качество жилищно-коммунальных услуг;
- возмещение убытков, вреда, причиненных исполнителем жизни,
здоровью и (или) имуществу потребителя вследствие неоказания жилищно-
коммунальных услуг либо их оказания с недостатками;
- государственную, включая судебную, защиту своих прав.
- Потребитель имеет также иные права, предусмотренные настоящим
Законом и иным законодательством.
Статья 7. Право потребителя на удовлетворение потребностей в
жилищно-коммунальных услугах
Потребитель имеет право на удовлетворение потребностей в
основных жилищно-коммунальных услугах в объеме не ниже норм
(нормативов) потребления, установленных местными исполнительными и
распорядительными органами (далее - нормы (нормативы) потребления
жилищно-коммунальных услуг).
Потребитель вправе отказаться от получения дополнительных
жилищно-коммунальных услуг.
Статья 8. Право потребителя на безопасность жилищно-коммунальных
услуг
Потребитель имеет право на безопасность жилищно-коммунальных
услуг, включая запрет на применение в процессе оказания таких услуг
изделий (материалов) и технологий, опасных для жизни, здоровья и
(или) имущества потребителей, а также окружающей среды, с учетом как
повседневных, так и долгосрочных его интересов.
Сокрытие исполнителем фактов и обстоятельств, создающих угрозу
для жизни, здоровья и (или) имущества потребителей при оказании
жилищно-коммунальных услуг, запрещается.
Статья 9. Право потребителя на информацию об исполнителе и
оказываемых им жилищно-коммунальных услугах
Потребитель имеет право на своевременное получение от
исполнителя необходимой и достоверной информации об исполнителе и
оказываемых им жилищно-коммунальных услугах.
Исполнитель обязан довести до сведения потребителя информацию
о:
своем наименовании (имени) и режиме работы;
месте нахождения, руководителе исполнителя (имя, должность,
место нахождения, в том числе номер комнаты (кабинета), номер
служебного телефона) - для юридических лиц, их филиалов,
представительств, иных обособленных подразделений, расположенных вне
места нахождения юридического лица;
государственной регистрации и наименовании органа,
осуществившего государственную регистрацию исполнителя в качестве
индивидуального предпринимателя, - для индивидуальных
предпринимателей;
структурных подразделениях исполнителя (для юридических лиц) и
работниках исполнителя (имя, должность (профессия), место
нахождения, в том числе номер комнаты (кабинета), номер служебного
телефона), ответственных за заключение (изменение, расторжение)
договоров, организацию оказания жилищно-коммунальных услуг
(исполнение договоров), устранение недостатков таких услуг (далее -
ответственные работники исполнителя), а также о режиме их работы и
времени приема граждан;
границах обслуживаемой исполнителем территории;
документах, представляемых для заключения (изменения,
расторжения) договоров;
перечне оказываемых исполнителем жилищно-коммунальных услуг,
сроках (периодичности) их оказания;
специальных разрешениях (лицензиях) на осуществление отдельных
видов деятельности и иных разрешениях, сертификатах соответствия
исполнителя, если необходимость их получения для оказания жилищно-
коммунальных услуг предусмотрена законодательством;
тарифах на жилищно-коммунальные услуги, формах и порядке
оплаты жилищно-коммунальных услуг;
нормах (нормативах) потребления жилищно-коммунальных услуг;
категориях потребителей, имеющих право на льготы при оказании
жилищно-коммунальных услуг;
документах, необходимых для предоставления государственной
поддержки населению в соответствии с законодательными актами при
оказании жилищно-коммунальных услуг;
денежных средствах, начисленных и полученных исполнителем от
потребителей на техническое обслуживание жилых домов, расположенных
в границах обслуживаемой исполнителем территории, а также о
бюджетных субсидиях на эти цели и ежеквартальном расходовании
полученных в совокупности денежных средств.
Информация, указанная в части второй настоящей статьи,
доводится до сведения потребителей путем размещения на вывеске,
информационных стендах (табло) или другим способом в доступном для
граждан месте по месту нахождения исполнителя, являющегося
юридическим лицом (за исключением случаев, когда местом нахождения
исполнителя является жилое помещение), его филиалом,
представительством, иным обособленным подразделением, расположенным
вне места нахождения юридического лица, а также по месту нахождения
ответственных работников исполнителя.
Информация, указанная в части второй настоящей статьи, может
быть также опубликована (распространена) в средствах массовой
информации, глобальной компьютерной сети Интернет, размещена на
информационных стендах (табло) и иных носителях информации в местных
исполнительных и распорядительных органах, местах общего пользования
жилых домов, расположенных в границах обслуживаемой исполнителем
территории.
Работники исполнителя должны иметь нагрудную табличку (бэдж) с
указанием на ней наименования (имени) исполнителя, должности
(профессии), имени работника исполнителя.
Исполнитель обязан информировать потребителя о проведении
систематических осмотров жилого помещения потребителя, о
необходимости выполнения профилактических и ремонтных работ, если их
невыполнение может привести к авариям, несчастным случаям, либо
причинить вред жизни, здоровью и (или) имуществу потребителя, либо
негативно сказаться на качестве оказываемых жилищно-коммунальных
услуг.
В случаях, когда оказание жилищно-коммунальных услуг требует
получения доступа в жилое помещение потребителя, исполнитель обязан
(за исключением случаев ликвидации последствий аварий, стихийных
бедствий и других чрезвычайных ситуаций) заблаговременно, но не
позднее чем за один день проинформировать потребителя о дате и
времени оказания жилищно-коммунальных услуг, имени и должности
(профессии) работников исполнителя, которым поручено оказание
жилищно-коммунальных услуг, и лицах, осуществляющих контроль от
имени исполнителя за ходом оказания таких услуг, предоставить по
просьбе потребителя иные сведения, имеющие отношение к оказываемым
жилищно-коммунальным услугам. При посещении потребителя работник
исполнителя обязан предъявить документ (удостоверение),
подтверждающий его право действовать от имени исполнителя.
Статья 10. Право потребителя на выбор исполнителя жилищно-
коммунальных услуг, оказываемых на конкурентной основе
Потребитель имеет право на выбор исполнителя жилищно-
коммунальных услуг, оказываемых на конкурентной основе.
Перечень жилищно-коммунальных услуг, оказываемых на
конкурентной основе, определяется Советом Министров Республики
Беларусь.
Выбор исполнителя жилищно-коммунальных услуг, оказываемых на
конкурентной основе, потребителями, владеющими жилым помещением
(одноквартирным жилым домом) на праве общей собственности,
осуществляется по соглашению между ними, а в случае недостижения
согласия - в судебном порядке.
Решение о выборе исполнителя жилищно-коммунальных услуг,
оказываемых на конкурентной основе, принимается группой
потребителей, проживающих в многоквартирном или блокированном жилом
доме (в подъезде, на этаже многоквартирного жилого дома и т.д.),
простым большинством голосов потребителей и оформляется протоколом
собрания потребителей либо опросным листом без проведения собрания
потребителей. Участвовать в принятии соответствующего решения может
потребитель, являющийся нанимателем жилого помещения
государственного жилищного фонда, собственником жилого помещения,
членом организации застройщиков, или иное лицо, уполномоченное им на
основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном
гражданским законодательством.
Статья 11. Просвещение в области защиты прав потребителей
жилищно-коммунальных услуг
-Потребитель имеет право на просвещение в области защиты прав
потребителей жилищно-коммунальных услуг.
-Министерство торговли Республики Беларусь, Министерство
жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь и Министерство
энергетики Республики Беларусь организуют консультации потребителей
и исполнителей по вопросам защиты прав потребителей жилищно-
коммунальных услуг.
-Исполнитель по требованию потребителя обязан обеспечить ему
возможность ознакомления с техническими нормативными правовыми
актами и иными актами законодательства, регулирующими оказание
жилищно-коммунальных услуг.
Статья 12. Право потребителя на надлежащее качество жилищно-
коммунальных услуг
Оказываемые жилищно-коммунальные услуги должны быть
надлежащего качества.
Качество жилищно-коммунальных услуг должно соответствовать
требованиям технических нормативных правовых актов, иного
законодательства и условиям договора.
Статья 17. Права и обязанности исполнителя по договору на
оказание жилищно-коммунальных услуг
обеспечивать своевременное предоставление жилищно-коммунальных
услуг надлежащего качества;
рассматривать в порядке, определенном настоящим Законом,
требования потребителей в связи с неоказанием жилищно-коммунальных
услуг либо оказанием жилищно-коммунальных услуг с недостатками,
вести их учет;
своевременно за свой счет выполнять работы по устранению
выявленных недостатков жилищно-коммунальных услуг, которые возникли
по его вине.
Статья 20. Порядок рассмотрения требований потребителя в связи с
неоказанием жилищно-коммунальных услуг либо оказанием
жилищно-коммунальных услуг с недостатками
В случае неоказания жилищно-коммунальной услуги либо оказания
жилищно-коммунальной услуги с недостатками потребитель уведомляет об
этом исполнителя либо аварийно-диспетчерскую службу, указанную в
договоре или указанную исполнителем потребителю иным способом.
Соответствующее уведомление может быть сделано потребителем путем
направления письменной претензии либо устного сообщения (заявки), в
том числе по телефону, и подлежит обязательной регистрации
исполнителем либо аварийно-диспетчерской службой. Работник
исполнителя или аварийно-диспетчерской службы, принявший устное
сообщение (заявку), обязан сообщить потребителю сведения о лице,
принявшем сообщение (заявку), и регистрационный номер сообщения
(заявки).
Работник исполнителя должен прибыть к потребителю на основании
уведомления потребителя не позднее срока, определенного договором. В
случае необеспечения потребителем доступа в жилые помещения, на
земельные участки в заранее согласованное время исполнитель не несет
ответственности за нарушение указанного срока.
Работник исполнителя, прибывший на основании уведомления
потребителя, устанавливает факт наличия и причины неоказания жилищно-
коммунальной услуги либо оказания жилищно-коммунальной услуги с
недостатками, составляет претензионный акт и при наличии технической
возможности с согласия потребителя незамедлительно обеспечивает
оказание жилищно-коммунальной услуги либо устранение недостатков
жилищно-коммунальной услуги.
Претензионный акт подписывается работником исполнителя и
потребителем. Потребитель вправе подписать претензионный акт с
оговорками. В случае отказа потребителя от подписания претензионного
акта работник исполнителя делает об этом запись в данном акте.
На основании претензионного акта исполнитель удовлетворяет
требования потребителя либо направляет потребителю мотивированный
письменный отказ в удовлетворении его требований. В случае отказа в
удовлетворении его требований потребитель вправе за свой счет
организовать проведение независимой проверки (экспертизы) качества
жилищно-коммунальной услуги (факта неоказания жилищно-коммунальной
услуги) и (или) обжаловать такой отказ в судебном порядке.
Проведение независимой проверки (экспертизы) качества жилищно-
коммунальной услуги (факта неоказания жилищно-коммунальной услуги)
не лишает потребителя права на судебное обжалование отказа
исполнителя в удовлетворении требований потребителя.
В случае подтверждения исполнителем факта неоказания жилищно-
коммунальной услуги либо установления такого факта в результате
независимой проверки (экспертизы) или судебного разбирательства
потребитель вправе требовать оказания жилищно-коммунальной услуги и
не оплачивать жилищно-коммунальную услугу за период с момента,
указанного в претензионном акте, акте независимой проверки
(экспертизы) или судебном постановлении, до момента начала
(возобновления) оказания жилищно-коммунальной услуги.
В случае подтверждения исполнителем факта оказания жилищно-
коммунальной услуги с недостатками либо установления такого факта в
результате независимой проверки (экспертизы) или судебного
разбирательства потребитель вправе отказаться от такой услуги без
возмещения исполнителю расходов на ее оказание, а если такая услуга
уже оказана, вправе по своему выбору требовать возврата платы за
оказанную жилищно-коммунальную услугу, если это возможно исходя из
ее характера, либо уменьшения размера платы за оказанную жилищно-
коммунальную услугу, либо безвозмездного устранения недостатков
жилищно-коммунальной услуги, если это технически возможно, либо
повторного оказания жилищно-коммунальной услуги, если это технически
возможно.
Срок принятия решения по требованию потребителя о возврате
платы за жилищно-коммунальную услугу, об уменьшении размера платы за
жилищно-коммунальную услугу, оказанную с недостатками, не может
превышать семи календарных дней со дня предъявления соответствующего
требования. Недостатки оказанной жилищно-коммунальной услуги должны
быть устранены исполнителем в максимально короткий срок,
технологически необходимый для устранения недостатков жилищно-
коммунальной услуги, но не превышающий месяца со дня предъявления
соответствующего требования, если иной срок не установлен
соглашением сторон. Оказание жилищно-коммунальной услуги, не
оказанной потребителю, либо повторное оказание жилищно-коммунальной
услуги, оказанной с недостатками, должны быть проведены в
первоочередном порядке в срок, установленный законодательством или
исполнителем для срочного оказания жилищно-коммунальной услуги, а в
случае, если этот срок не установлен, - в срок, предусмотренный
договором, который был исполнен ненадлежащим образом.
В случае, если потребитель потребовал уменьшения размера платы
в связи с оказанием жилищно-коммунальной услуги с недостатками, а
также в случае неоказания жилищно-коммунальной услуги перерасчет
платы за основные жилищно-коммунальные услуги осуществляется в
порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь, а за
дополнительные жилищно-коммунальные услуги - в порядке, определенном
договором.
Если исполнитель отказал в удовлетворении требований
потребителя, связанных с неоказанием жилищно-коммунальной услуги
либо оказанием жилищно-коммунальной услуги с недостатками,
потребитель вправе, если это технически возможно, привлечь к
оказанию жилищно-коммунальной услуги третьих лиц либо выполнить
работы своими силами, проинформировав об этом исполнителя, и
потребовать от исполнителя возмещения стоимости выполненных работ и
дополнительных расходов.
Под дополнительными расходами понимаются расходы потребителя
на привлечение другого исполнителя, которые в случае оказания
исполнителем жилищно-коммунальных услуг надлежащего качества не были
бы необходимы потребителю, в том числе затраты на получение кредита
для оплаты услуг третьих лиц, приобретение альтернативных источников
энергии, наем другого жилого помещения на время оказания жилищно-
коммунальных услуг или устранения недостатков жилищно-коммунальных
услуг.
Статья 21. Проведение проверки (экспертизы) качества жилищно-
коммунальных услуг
Исполнитель обязан по устному или письменному обращению
потребителя провести проверку качества жилищно-коммунальной услуги
за свой счет. По результатам проверки качества жилищно-коммунальной
услуги составляется акт проверки качества.
Потребитель вправе за свой счет организовать проведение
независимой проверки (экспертизы) качества жилищно-коммунальной
услуги (факта неоказания жилищно-коммунальной услуги). Недостатки,
указанные в акте независимой проверки (экспертизы) качества жилищно-
коммунальной услуги (факта неоказания жилищно-коммунальной услуги),
подлежат устранению исполнителем в обязательном порядке. Исполнитель
вправе оспорить результаты независимой проверки (экспертизы) в
судебном порядке. В случае, если в результате независимой проверки
(экспертизы) будут установлены недостатки жилищно-коммунальной
услуги (факт неоказания жилищно-коммунальной услуги), исполнитель
обязан возместить потребителю расходы на проведение такой проверки
(экспертизы).
Порядок проведения независимой проверки (экспертизы) качества
жилищно-коммунальных услуг (факта неоказания жилищно-коммунальных
услуг) определяется Советом Министров Республики Беларусь.
Статья 22. Гражданско-правовая ответственность за нарушение прав
потребителей жилищно-коммунальных услуг
В случае нарушения прав потребителя жилищно-коммунальных услуг
исполнитель возмещает причиненные убытки, вред и уплачивает
неустойку, предусмотренную законодательством о защите прав
потребителей и (или) договором, если не докажет, что нарушение прав
потребителя произошло не по его вине.
Возмещение убытков, вреда, причиненных потребителю по вине
исполнителя, производится исполнителем в полном объеме, включая
дополнительные расходы, если иное не установлено законодательными
актами.
В случае нарушения установленных сроков оказания жилищно-
коммунальной услуги исполнитель несет ответственность перед
потребителем в соответствии с законодательством о защите прав
потребителей.
Исполнитель обязан возместить убытки, вред, причиненные им
жизни, здоровью и (или) имуществу потребителя вследствие неоказания
жилищно-коммунальной услуги либо оказания жилищно-коммунальной
услуги с недостатками, в том числе вследствие применения в процессе
оказания жилищно-коммунальной услуги изделий (материалов) и
технологий, опасных для жизни, здоровья и (или) имущества
потребителей, а также окружающей среды.
Потребитель вправе требовать от исполнителя компенсации
морального вреда, причиненного нарушением прав потребителя жилищно-
коммунальных услуг, независимо от подлежащего возмещению
имущественного вреда. Размер компенсации морального вреда
определяется судом.
ГЛАВА 5
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ
Статья 23. Полномочия Министерства торговли Республики Беларусь
в области защиты прав потребителей жилищно-коммунальных
услуг
Министерство торговли Республики Беларусь обеспечивает
проведение государственной политики в области защиты прав
потребителей жилищно-коммунальных услуг путем:
рассмотрения обращений потребителей в связи с нарушением их
прав и при необходимости привлечения к рассмотрению таких обращений
Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь,
Министерства энергетики Республики Беларусь, иных государственных
органов, организаций;
организации и (или) проведения контрольных мероприятий
(проверок) по фактам обращений потребителей с привлечением при
необходимости к таким мероприятиям (проверкам) Министерства жилищно-
коммунального хозяйства Республики Беларусь, Министерства энергетики
Республики Беларусь, иных государственных органов, организаций;
направления предписаний исполнителям о прекращении нарушений
прав потребителей жилищно-коммунальных услуг;
направления предложений в соответствующие государственные
органы о привлечении исполнителей, нарушивших права потребителей, к
ответственности в соответствии с законодательством, о признании
утратившими силу или об изменении принятых (изданных) ими правовых
актов, противоречащих законодательству о защите прав потребителей
жилищно-коммунальных услуг;
осуществления иных полномочий в области защиты прав
потребителей жилищно-коммунальных услуг, предусмотренных
законодательством.
Министерство торговли Республики Беларусь осуществляет
координацию деятельности республиканских органов государственного
управления и иных государственных организаций, подчиненных
Правительству Республики Беларусь, в области защиты прав
потребителей жилищно-коммунальных услуг.
Государственные органы, иные организации обязаны по требованию
Министерства торговли Республики Беларусь рассматривать обращения
потребителей в связи с нарушением их прав, предоставлять информацию,
необходимую для осуществления этим Министерством полномочий,
предусмотренных настоящим Законом.
Решения о защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг,
принятые в пределах своей компетенции Министерством торговли
Республики Беларусь, являются обязательными для всех государственных
органов, физических и юридических лиц.
Статья 24. Полномочия местных исполнительных и распорядительных
органов в области защиты прав потребителей жилищно-
коммунальных услуг
Местные исполнительные и распорядительные органы в пределах
своей компетенции:
информируют потребителей о государственной политике,
проводимой в области жилищно-коммунального хозяйства;
определяют границы обслуживаемой исполнителями территории в
порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь;
доводят до сведения потребителей, проживающих на
соответствующей территории, информацию о наименовании (имени) и
месте нахождения всех исполнителей, осуществляющих деятельность по
оказанию жилищно-коммунальных услуг на данной территории, перечне
оказываемых ими жилищно-коммунальных услуг и границах обслуживаемой
ими территории путем размещения такой информации по месту нахождения
государственных организаций, осуществляющих эксплуатацию жилищного
фонда;
ежегодно не позднее второго квартала года, следующего за
отчетным, публикуют в средствах массовой информации сведения о сумме
средств, поступивших от потребителей на капитальный ремонт
многоквартирных жилых домов, их фактическом использовании и планах
по капитальному ремонту многоквартирных жилых домов на текущий год;
осуществляют мониторинг деятельности исполнителей по оказанию
жилищно-коммунальных услуг;
рассматривают обращения потребителей в соответствии с
законодательством об обращениях граждан;
проводят контрольные мероприятия (проверки) по фактам
обращений потребителей;
при выявлении жилищно-коммунальных услуг, оказанных с
недостатками и (или) опасных для жизни, здоровья и (или) имущества
потребителя, а также окружающей среды, незамедлительно уведомляют об
этом государственные органы и иные организации, осуществляющие
контроль за качеством и безопасностью жилищно-коммунальных услуг;
обращаются в суд с исками о защите прав потребителей в случае
нарушения прав потребителей жилищно-коммунальных услуг;
осуществляют иные полномочия в области защиты прав
потребителей жилищно-коммунальных услуг, предусмотренные
законодательством.
В случае несогласия с решениями местных исполнительных и
распорядительных органов, связанными с применением настоящего
Закона, исполнители и потребители могут обжаловать их в судебном
порядке.