любопытный дуэт
не слышал раньше
вчера в возрасте 87 лет скончалась великая Карла Блей (Carla Bley)
перечислять все её достижения - это нереальная задача
кто знает и ценит и любит - тот знает
она начала профессиональную карьеру примерно в 1960-м
одна из самых интересных пианисток и композиторов в джазе последних 50 лет
уже и не помню, когда впервые услышал её и в каких альбомах - там столько всего...
поначалу не сильно впечатлился, а больше был увлечен творчеством её первого мужа - тоже грандиозного пианиста Пола Блея
но постепенно.... со временем и временем приоритеты сдвинулись - Пол Блей никуда не делся, но он как-то "потерялся" на фоне Карлы
даже не знаю, что из музыки Карлы Блей и поставить в память о ней...
вот... из последнего альбома 2020 г. "Life Goes On"
прекрасно! никакой возраст - не помеха для музыки...
басисту Стиву Суоллоу, её мужу и постоянному музыкальному соавтору и партнеру по сцене, на этой записи - 80 лет.
они записали вместе много отличных альбомов
офлайн
andrejj-medan
Senior Member
|
|
5476 |
13 лет на сайте Город:
|
gene_d:даже не знаю, что из музыки Карлы Блей и поставить в память о ней...
Женя, не, ты неисправим)). Конечно, если скончалась, и в этом разрез, то это то, что надо. Любишь ты такую энергетику.- давай сделаем "это", медленно и скорбно.(С)
Прости меня, за мой подростковый цинизм )) Мы с тобой, не по идее, а по темпераменту, радикально противоположны
Андрей, да, это так - то, что мне важно, тебе пофиг ... и наоборот.
и что толку об этом распространяться - мы ничего всё равно не исправим
лучше о музыке... и я действительно хотел сначала поставить побольше роликов, потому что у Карлы Блей множество разнообразной музыки... но потом понял, что это лишнее
особенно здесь это лишнее, на этом форуме
офлайн
andrejj-medan
Senior Member
|
|
5476 |
13 лет на сайте Город:
|
gene_d:лучше о музыке... и я действительно хотел сначала поставить побольше роликов, потому что у Карлы Блей множество разнообразной музыки... но потом понял, что это лишнее
особенно здесь это лишнее, на этом форуме
а мне понравилось . Но конечно, хочется больше жизни, в смысле света, темперамента. Надеюсь, ты меня не извратно прочитаешь Хочется больше развития, разнообразия в одном произведении, как в классике. Да и в джазе полно таких произведений, работ.
вообще-то Карла Блей известна в джазовом мире именно в первую очередь своими выдающимися композиторскими способностями, а не исполнительскими (хотя и там у нее всё ок).
и она одна из первых в современном джазе стала "параллелить" композиции с современными модерновыми академическими... работать по схожим принципам
это происходило еще в 70-е годы ...
потом многие композиторы современного джаза подхватили её начинания и идеи и тоже стали таким заниматься... что привело к созданию целого пласта музыки такого "джазово-академического" характера. (не путать с "третьим течением", там несколько другое)
это так.... маленькое вступление "по теме"
а к чему оно? да к тому, что как раз очень многое... да почти всё, что она сочиняла в последние 20-30 лет, как раз получало развитие, схожее с академическим... и композиция из последнего альбома, что я выложил - тоже.
но я отлично понимаю, почему ты написал про "хочется больше развития, разнообразия в одном произведении, как в классике"....
это совершенно естественно - ведь ты привык к старой... "классической" классике, в которой всё развивается традиционно - жесткая тональная схема... основная тема, побочные темы... сонатная форма... тяготение к тонике... вступление, мелодическое развитие, четкая кода.... и так далее.
но современная музыка (и академическая и джаз) уже очень редко подчиняются таким правилам... только ретро-стили.
поэтому схема музыкального развития у Карлы Блей другая - она заключается в вариациях... в обыгрывании темы разными коллективными усилиями - и импровизационно, и "директивно", композиционно.
данное "обыгрывание" всех вариаций будет ближе всего в старой классике к схеме "тема с вариациями"... ну помнишь знаменитые "33 вариации на вальс Диабелли" или "Гольдберг-Вариации"... которые сделаны на довольно простенькие "зачины"?
конечно, это совершенно не одно и то же, хотя бы из-за того, что теперь нет такой жесткой привязки к тональностям и соблюдения всех старых правил.
мы не можем ждать от современного джаз-академизма следования равно ни "заветам Чайковского", ни "заветам би-бопа"... это ушло в прошлое
извини за занудную многословную лекцию, но я хотел донести представление о подобной музыке, как у Карлы Блей, наиболее возможно точным образом.
больше надоедать с таким не буду
продемонстрирую другой пласт творчества Карлы Блей - фрагмент почти двухчасовой джазовой оперы-оратории Escalator Over the Hill, впервые исполненной и записанной аж в 1971 году...
там есть буквально всё - и джаз, и джаз-рок (на который тогда возлагалось очень много надежд), и академические приёмы, и просто авангардные "штучки"....
вещь получилась грандиозная... но не получившая продолжения... и думается, я знаю, почему
потому что она радикально "перегружена" музыкально - Блей попыталась вложить туда всё, что она знала и умела на тогдашнее время... и уж развития там хоть отбавляй!
один раз такое прослушать надо обязательно... но если вся музыка у композитора будет такая... она быстро выродится в набор приёмов.
и она это хорошо поняла... и перешла от максимализма к минимализму... в чём и преуспела
..........
очень хорошо о Карле Блей написали на "Джазисте"... обнаружил только сейчас
процитирую
Карла Блей, урожденная Ловелла Мэй Борг, была одна такая. Это не фигура речи и не преувеличение, которое простительно в некрологах. В данном случае это правда, потому что Карла Блей представляла из себя абсолютно уникальную для мира музыки фигуру. Абсолютно любой музыки, не только джазовой. Карлу Блей ни с кем нельзя сравнить.
Она была пианисткой, композитором, бэндлидером, начальницей собственного лейбла, матерью и да, музой тоже была, и это тот случай, когда женщину простительно назвать музой, когда это не принижает, а только подчеркивает ее заслуги. Она была всем и сразу.
Карла Блей занималась всеми аспектами своей музыки еще в 70-е, в те времена, когда это было вообще не принято. Когда «продюсировать» свою музыку было занятием странным и необычным, в которое толком не погружались ни мужчины, ни женщины. Разве что, может быть, это делали какие-то единицы, аутсайдеры, люди не от мира сего. Такой единицей, в самом лучшем смысле, она безусловно, и была. В 1971 году Карла Блей написала огромную, невероятную, необыкновенную полуторачасовую авангардную джазовую оперу «Escalator over the Hill», сама собрала для ее записи двадцать с лишним музыкантов, на свои деньги записала и издала ее. Тогда ей было 35 лет.
Вообще, Карла Блей принялась писать музыку, когда ей было двадцать с небольшим. Ее музыка сразу была необычной и вдохновенной, оставаясь такой еще многие десятилетия. Ее композиции — хоть свои, хоть аранжировки чужих сочинений, как в рамках Liberation Music Orchestra, ее совместного проекта с Чарли Хейденом, — у Карлы Блей получались нелогичными, неправильными, но тем самым открытыми к бесконечному количеству интерпретаций. Ее музыка — это свобода. Мелодии «Vashkar» или «Ida Lupino» не врезаются в память, не прокручиваются в голове, но в них есть бездонная пропасть магии. Они таят в себе секреты, которые поди еще раскрой. Пытались многие: и ее мужья, и Пол Моушн, и Джако Пасториус, и кто только не.
Музыка Карлы Блей вобрала в себя все на свете влияния: от церковных песен, которые она слушала девочкой, до психоделического рока или фламенко, — но при этом никогда не была нарочито эксцентричной, плоской от тяжести груза истории окружающего мира. Она просто была естественной.
Музыка Карлы Блей — это пение. Это человеческий голос, который часто звучит сам по себе, а иногда — трансформируется в ноты. Она, в конце концов, когда-то давно была певицей.
Музыка Карлы Блей — это юмор. Это абсурд. Это смешно. И ровно так же иногда безумно трагично. Некоторые ее произведения оставляют слушателя просто в легком недоумении (слышали вещь «Funnybird Song»?), а другие комбинируют это недоумение с изрядным трагизмом и чувственностью.
Карла Блей умела слышать других. Ее собственные, авторские аранжировки и записи композиций — это предельное понимание исполнителей, от их самых базовых возможностей до мелких, незаметных обычному уху особенностей индивидуального стиля, из которых потом и собирается общее полотно музыки. Именно поэтому с ней легко работали самые разные и самые требовательные люди, от Гэри Бёртона и Дона Черри до Роберта Уайатта и Ника Мэйсона.
Карла Блей — это красота. Карла Блей — это секс. Она была очень, очень привлекательной женщиной, и ей, судя по ее нарядам и старым фотографиям, явно нравилось быть такой. И тем более она сохраняла свою необычную, впечатляющую красоту в пожилом возрасте.
Ее любили мужчины. Даже не так — по ней сходили с ума мужчины. Пол Блей, Михаэль Мантлер и, конечно, Стив Своллоу, который любил ее долгие годы, десятилетия, прежде чем оказаться с ней вместе. Пересекаясь в разных составах, Карла Блей и Стив Своллоу записали несколько проникновенных, невероятных альбомов, где в перекличках между ее клавишами и его басом слышна история всей их жизни. История полного обретения самих себя после стольких лет.
А еще Карла Блей была Ловеллой Мэй Борг. Маленькой девочкой, дочерью преподавателя фортепиано в осушенном военной экономикой Окленде — городе эксцентриков, городе тех, кто был не от мира сего. Как сказала про этот город Гертруда Стайн, «там нет никакого там» («There’s no there there»). Это высказывание бы очень подошло музыке, жизни, личности Карлы Блей.
офлайн
andrejj-medan
Senior Member
|
|
5476 |
13 лет на сайте Город:
|
gene_d:вещь получилась грандиозная... но не получившая продолжения... и думается, я знаю, почему
потому что она радикально "перегружена" музыкально - Блей попыталась вложить туда всё, что она знала и умела на тогдашнее время... и уж развития там хоть отбавляй!
Мне понравилось. И ты прав , некоторые фрагменты достаточно перегружены, несколько вакханально исполнены Мне, например, нравятся балладные произведения, раньше их так называли, т.е. есть вокальный фрагмент, а далее идёт музыкальная разработка, затем опят вокальная часть. Такой приём, как пример, применял Deep Purple, там и тексты были интересные., и Мулявин любил такой формат, как пример, Крик птушки, да и другие произведения так построены были. Тогда это модно, ново было. Там много и от Чикаго перенято, духовые пачки. Мне нравятся такие произведения. Но эт уже не джаз, конечно.
балладные произведения это в основном в популярной музыке, роке, блюз-роке... да, там всё так развивалось - по определенной схеме...
в джазе уже разнообразия больше - там и не поймёшь чаще всего, баллада это или нет - поэтому и определение это в джазе почти не употребляется
но вот построение "тема - разработка - импровизация - тема - опять разработка - опять импровизация - тема" в традиционном джазе как раз почти стандарт.... только в инструментальном виде и в разных темпах - от самого медленного до самого быстрого (баллады всё же скорее медленные)
сейчас эта схема реже намного применяется - идёт больше эклектики - смешения разных принципов без формальной джазовой логики, а с самыми различными последовательностями музыкальными.... а от джаза остается в основном синкопированность разной степени и свободное рубато - темпы абсолютно произвольные и даже отстроенные от ритмов... и в разных исполнениях одной и той же вещи они бывают тоже разные
ну и сама фразировка музыкальная стала изощреннее намного... не сложнее, не виртуознее, а именно изощреннее почти в академическом смысле - гораздо бОльшую роль играют множественные нюансы... (вот у той же Блей в последних её работах вообще всё на нюансах)
я опять занудствую... ну пардон ))
офлайн
andrejj-medan
Senior Member
|
|
5476 |
13 лет на сайте Город:
|
Marilyn Mazur - Jan Garbarek - Avo Session - Basel
Ну превосходно же! Меня даже мурашка посетила под конец )) Всё прекрасно, всё есть! С удовольствием, два раза послушал.
gene_d:. а от джаза остается в основном синкопированность разной степени и свободное рубато - темпы абсолютно произвольные и даже отстроенные от ритмов... и в разных исполнениях одной и той же вещи они бывают тоже разные
ну и сама фразировка музыкальная стала изощреннее намного... не сложнее, не виртуознее, а именно изощреннее почти в академическом смысле - гораздо бОльшую роль играют множественные нюансы... (вот у той же Блей в последних её работах вообще всё на нюансах)
Да, именно, это и интересно смакануть.
В такую погоду в самый раз John McLaughlin's со Сподвижниками.
North Sea Jazz 2023.
уважаемые меломаны...
а можно вопрос?
мне вообще всегда удивительно было (и остаётся удивительным) видеть, что вы в своём большинстве постоянно "привязываете" разную музыку то к погоде, то к времени суток, то к чему-то еще...
и часто вижу такие строки: "музыка как раз на сон грядущий"... "в такую погоду эта музыка в самый раз"... "утренняя музыка"... "осенняя музыка"... и так далее...
скажите, для вас что, действительно существуют такие зависимости - какую музыку когда лучше слушать?
для меня это уму непостижимо
потому что хорошая музыка - любая - сама создает настроение для себя ... независимо от времени суток и от времени года... ну, это у меня такое восприятие
потому что хорошая музыка - любая - сама создает настроение для себя ... независимо от времени суток и от времени года... ну, это у меня такое восприятие
У кого-то даже сделки на работе от музыки больше в разы
И озарения там всякие .
gene_d:а можно вопрос?
мне вообще всегда удивительно было (и остаётся удивительным) видеть, что вы в своём большинстве постоянно "привязываете" разную музыку то к погоде, то к времени суток, то к чему-то еще...
и часто вижу такие строки: "музыка как раз на сон грядущий"... "в такую погоду эта музыка в самый раз"... "утренняя музыка"... "осенняя музыка"... и так далее...скажите, для вас что, действительно существуют такие зависимости - какую музыку когда лучше слушать?
для меня это уму непостижимо
потому что хорошая музыка - любая - сама создает настроение для себя ... независимо от времени суток и от времени года... ну, это у меня такое восприятие
А Вы себе дайте ответ на вопрос, какова может быть мотивация выбора для прослушивания в конкретный момент времени из всего многообразия доступной и известной музыки у того или иного слушателя.
AMUR, а у меня нет чёткого ответа на данный вопрос
по той причине, что мотивация сегодня - одна, завтра - другая, а послезавтра - третья
но абсолютно точно скажу, что у меня мотивация НИКОГДА не имела и имеет ничего общего ни с погодой, ни со временем суток или года... или даже каким-то особым настроением
это исключено
gene_d:по той причине, что мотивация сегодня - одна, завтра - другая, а послезавтра - третья
Просто по теории вероятности всегда найдется энное количество людей, которые здесь и сейчас используют при выборе музыки настроение навеянное ...
А исходя из того, что множество людей реагируют на погоду, то и их мотивация может быть связана с этим фактором влияния. И таких факторов определяющих психоэмоциональное состояние не так уж и много. Но это опять же не значит, что нет и других побудительных мотивов.
По сути Вы удивляетесь типам реакций на внешние воздействия. С другой стороны все в своем чем то отличаются друг от друга, одни в одном, другие в другом. Это нормально, и удивляться тут особо нечему.
AMUR, я удивляюсь не типам реакций на внешнее воздействие
я удивляюсь тому, каким образом люди связывают музыку с этими внешними воздействиями
но наверное у других людей есть какие-то четкие связи
у меня - нет
вот пишет чел - "музыка на ночь грядущую"... и ставит что-то балладное... спокойное... это какая здесь связь - усыпить, что ли??
мне это более чем странно.. .я слушаю музыку для того, чтобы получать от этого эстетическое и интеллектуальное удовольствие... а не для снотворного
gene_d:AMUR, я удивляюсь не типам реакций на внешнее воздействие
я удивляюсь тому, каким образом люди связывают музыку с этими внешними воздействиями
но наверное у других людей есть какие-то четкие связи
у меня - нет
вот пишет чел - "музыка на ночь грядущую"... и ставит что-то балладное... спокойное... это какая здесь связь - усыпить, что ли??
мне это более чем странно.. .я слушаю музыку для того, чтобы получать от этого эстетическое и интеллектуальное удовольствие... а не для снотворного
Проще принять то, что люди разнообразны в своих проявлениях, чем удивляться их различиям и общим чертах. Это просто данность и не более. И джаз, как музыка, точно такой во всех своих проявлениях, т.к. является плодом и отражением человеческого сознания.
офлайн
andrejj-medan
Senior Member
|
|
5476 |
13 лет на сайте Город:
|
gene_d:уважаемые меломаны...
а можно вопрос?
мне вообще всегда удивительно было (и остаётся удивительным) видеть, что вы в своём большинстве постоянно "привязываете" разную музыку то к погоде, то к времени суток, то к чему-то еще...
вот и я привязал, особенно к осени."Осенние листья" Разве это не здорово? Всё очень просто, но как вкусно приготовлено. https://yandex.by/video/preview/7679072026917896101
Андрей, это как раз совсем просто... и это называется "программная музыка"
в ней уже композитором заложена конкретная тема и "привязка" обязательно вкупе с названием и/или текстом
мне интересно иное - из чего исходят меломаны, когда "присваивают" допустим абстрактным условным балладам "назначение" - "вечерняя музыка", а другим жанрам/стилям - "утренняя" ?
неужели исходя из темпа?
но ведь и поздним вечером вполне можно слушать что-то очень подвижное, и даже танцевать... а утром постепенно просыпаться под нечто неторопливое...
а давать советы, как сделал AMUR, мол, принимайте людей в их разнообразии и не парьтесь, я и сам могу сколько угодно - но это ничего не объясняет... а мне любопытно