RET_FRAN, проект обжалования ответа Генпрокуратуры. Возможно, выдержки из первой жалобы здесь лишние. Грубый черновой вариант (на предмет правильности излагаемых мыслей).
Заявитель обратился 01.04.2024 г. в Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь (далее – МЖКХ) с просьбой дать разьяснения по следующим вопросам:
1) Является ли контейнерная площадка, расположенная вблизи дома 24 по улице Калиновского, санкционированным местом хранения отходов?
2) Является ли ТКП 17.11-08-2020 актом законодательства об обращении с отходами, обязательным для исполнения юридическими лицами, физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, являющимися производителями коммунальных отходов и осуществляющими обращение с коммунальными отходами; юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, оказывающими услуги по обращению с коммунальными отходами; собственниками передаваемых в пользование зданий, сооружений и иных объектов; потребительскими кооперативами и садоводческими товариществами; пользователями земель природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения; местными исполнительными и распорядительными органами?
3) Необходимо ли в вопросах разработки, согласования и утверждения схем обращения с коммунальными отходами учитывать требования ТКП 17.11-08-2020?
4) Необходимо ли в порядке определения санкционированных мест хранения отходов потребления учитывать требования Закона № 271-3 и иных актов законодательства об обращении с отходами, в частности ТКП 17.11-08-2020?
В ответе на обращение заявителю, данном МЖКХ от 08.04.2024 года, сказано следующее:
«По вопросу 1:
Согласно пункту 3 статьи 25 Закона Республики Беларусь от 20 июля 2007 г. № 271-З «Об обращении с отходами» (далее – Закон № 271-З) санкционированные места хранения отходов потребления определяются местными исполнительными и распорядительными органами в схемах обращения с коммунальными отходами.
Состав и порядок разработки, согласования и утверждения схем обращения с коммунальными отходами регламентируется Инструкцией о составе, порядке разработки, согласования и утверждения схем обращения с коммунальными отходами, утвержденной постановлением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 07 декабря 2018 г. № 9 (далее – Инструкция)
В рассматриваемом случае, если указанная контейнерная площадка, расположенная вблизи жилого дома № 24 по улице Калиновского в г. Жодино, определена в Схеме обращения с коммунальными отходами, образующимися на территории г. Жодино, утвержденной решением Жодинского горисполкома от 26 октября 2023 г. № 1696, следовательно, данная площадка будет являться санкционированные местом хранения отходов потребления.
По вопросам 2,3,4.
В соответствии с пунктом 3 Инструкции схемы обращения с коммунальными отходами разрабатываются в соответствии с законодательством об обращении с отходами, техническими нормативными правовыми актами, а также с учётом сложившейся практики обращения с коммунальными отходами в конкретном населенном пункте.
Согласно статье 21 Закона Республики Беларусь от 05 января 2004 г. № 262-З «О техническом нормировании и стандартизации» технические кодексы установившейся практики будут являться обязательными для соблюдения субъектами хозяйствования при ссылке на них в законодательных актах, а также, если субъекты хозяйствования в добровольном порядке заявили об обязательности их соблюдения.
Таким образом, требования ТКП 17.11-08-2020 (33040/33140) «Охрана окружающей среды и природопользования. Отходы. Правила обращения с коммунальными отходами» (далее – ТКП 17.11-08-2020) становятся обязательными для исполнения в силу добровольного волеизъявления их соблюдения в случае наличия ссылок на его требования в схеме обращения с коммунальными отходами».
А) Однако, в процессе анализа вышеуказанного ответа, данного заявителю МЖКХ 08.04.2024 г., выявлены следующие несостыковки, а именно:
В п. 3 Инструкции о составе, порядке разработки, согласования и утверждения схем обращения с коммунальными отходами, утвержденной постановлением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 07 декабря 2018 г. № 9 (далее – Инструкция), который был процитирован в ответе заявителю, данном МЖКХ 08.04.2024 г. указано иное, а именно:
«Схемы обращения с коммунальными отходами разрабатываются и утверждаются местными исполнительными и распорядительными органами для г. Минска, районов и городов областного подчинения как административно-территориальных единиц по согласованию с территориальными органами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды, уполномоченными государственными органами и учреждениями, осуществляющими государственный санитарный надзор (далее – органы согласования).
При необходимости схемы обращения с коммунальными отходами разрабатываются и утверждаются для административно-территориальных и территориальных единиц, входящих в состав г. Минска, районов и городов областного подчинения»
Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что МЖКХ в ответе заявителю от 08.04.2024 г. дано неверное толкование п. 3 Инструкции.
Б) В п. 4 Инструкции (вероятно который был процитирован в ответе МЖКХ заявителю от 08.04.2024 г.) указано следующее:
«Схемы обращения с коммунальными отходами разрабатываются в соответствии с законодательством об обращении с отходами, техническими нормативными правовыми актами, а также с учетом сложившейся практики обращения с коммунальными отходами в конкретном населенном пункте».
В п. 10 ст. 1 Закона Республики Беларусь от 20 июля 2007 г. № 271-3 «Об обращении с отходами» (далее — Закон № 271-3), сказано следующее:
«Места временного хранения отходов – специальное оборудование (контейнеры, урны и т.п.), площадки и иные места, предназначенные для временного хранения отходов».
В п. 17 ст. 1 Закона № 271-З сказано следующее:
«Объекты хранения отходов – сооружения (комплекс сооружений), предназначенные для хранения отходов».
В п. 28 ст. 1 Закона № 271-З сказано следующее:
«Санкционированные места хранения отходов – объекты хранения отходов или места временного хранения отходов, определенные собственнику отходов для их хранения в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства об обращении с отходами».
В ст. 19 Закона № 271-З сказано следующее:
«1. Коммунальные отходы подлежат сбору и удалению в соответствии со схемами обращения с коммунальными отходами, разрабатываемыми и утверждаемыми местными исполнительными и распорядительными органами по согласованию с территориальными органами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды, уполномоченными государственными органами и учреждениями, осуществляющими государственный санитарный надзор.
2. Состав и порядок разработки, согласования и утверждения схем обращения с коммунальными отходами устанавливаются Министерством жилищно-коммунального хозяйства по согласованию с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды и Министерством здравоохранения.
3. Технические требования к обращению с коммунальными отходами устанавливаются техническим кодексом установившейся практики обращения с коммунальными отходами, утверждаемым Министерством жилищно-коммунального хозяйства совместно с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды».
В ответе на обращение заявителя, данном МЖКХ 21.09.2023 г., сказано следующее:
«В соответствии с пунктом З статьи 19 Закона Республики Беларусь от 20.07.2007 № 271-3 «Об обращении с отходами» (далее Закон № 271-3) технические требования к обращению с коммунальными отходами устанавливаются техническим кодексом установившейся практики обращения с коммунальными отходами, утверждаемым МЖКХ совместно с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды (далее — Минприроды).
Постановлением МЖКХ и Минприроды от 30.07.2020 № 13/4-Т, в рамках реализации указанной нормы законодательного акта, введен в действие ТКП 17.11-08-2020.
В соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства» (подпункт 3.9 пункта З) технические кодексы установившейся практики будут являться обязательными для соблюдения субъектами хозяйствования при ссылке на них в законодательных актах, а также, если сами субъекты хозяйствования в добровольном порядке заявили об обязательности их соблюдения.
В Законе № 271-3 приведена ссылка на технический кодекс установившейся практики обращения с коммунальными отходами. В связи с этим полагаем, что это является признаком его обязательности».
В ответе на обращение, данном заявителю Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь (далее – Минприроды) от 20.09.2023 года указано следующее:
«Законом Республики Беларусь от 20 июля 2007 г. № 271-3 «Об обращении с отходами» (пункт З статьи 19, пункт 4 статьи 31) установлено, что технические требования к обращению с коммунальными отходами устанавливаются техническим кодексом установившейся практики обращения с коммунальными отходами, утверждаемым Министерством жилищно-коммунального хозяйства совместно с Минприроды.
В рамках реализации указанной нормы законодательного акта постановлением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь и Министерства природных ресурсов и охраны 2 окружающей среды Республики Беларусь от 30 июля 2020 г. № 13/4-Т утвержден и введен в действие технический кодекс установившейся практики ТКП 17.1 1-08-2020 (33040/33140) «Охрана окружающей среды и природопользование. Отходы. Правила обращения с коммунальными отходами».
На основании изложенного, усматривается, что в настоящее время с учетом требований названного Декрета в законодательном акте Законе Республики Беларусь «Об обращении с отходами» приведена ссылка на технический кодекс установившейся практики, устанавливающий требования к обращению с коммунальными отходами (ТКП 17.11-08-2020 (33040/33 40) «Охрана окружающей среды и природопользование. Отходы. Правила обращения с коммунальными отходами»), что, соответственно, является признаком его обязательности».
В ответе на обращение заявителя, перенаправленное из Генеральной прокуратуры Республики Беларусь в Минприроды от 29.11.2023 г. указано следующее:
«Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды (далее — Минприроды) на электронное обращение (жалобу) гражданина фио. от 13.11.2023 № 27002300003797, направленное в адрес Минприроды Генеральной прокуратурой Республики Беларусь для рассмотрения по компетенции в части размещения контейнерной площадки возле дома № 24 по ул. Калиновского в г. Жодино, сообщает следующее.
В соответствии с Законом Республики Беларусь от 20 июля 2007 г. № 271-3 «Об обращении с отходами» (пункт З статьи 19), как отмечалось ранее в ответе Минприроды гражданину фио от 20.09.2023 № 1-1-5/10/А-442-1, технические требования к обращению с коммунальными отходами устанавливаются техническим кодексом установившейся практики обращения с коммунальными отходами, утверждаемым Министерством жилищно-коммунального хозяйства совместно с Минприроды.
В рамках реализации указанной нормы Закона Республики Беларусь «Об обращении с отходами» постановлением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь и Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 30 июля 2020 г. № 13/4-Т утвержден и введен в действие технический кодекс установившейся практики ТКП 17.11-08-2020 (33040/33140)
«Охрана окружающей среды и природопользование. Отходы. Правила обращения с коммунальными отходами» (далее ткп 17.11-08), в соответствии с пунктом 13.2 которого контейнерные площадки для сбора коммунальных отходов должны быть удалены на расстояние не менее 20 м от окон жилых домов, площадок для игр детей и отдыха населения.
Позиция Минприроды по вопросу обязательности требований ТКП 17.11-08 изложена в названном ответе гражданину фио от 20.09.2023 № 1-1-5/1 УА-442-1.
Также согласно пункту 6.2.10 строительных норм СН 3.01.03-2020 «Планировка и застройка населенных пунктов», утвержденных и введенных в действие постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 27 ноября 2020 г. № 94, на прилегающей к жилым домам территории (в том числе в случае ликвидации мусоропровода и при реконструкции существующей застройки) должна быть предусмотрена оборудованная контейнерная площадка для сбора коммунальных отходов в соответствии с [12] и ТКП 17.11-08.
Таким образом, техническими нормативными правовыми актами предусмотрены требования в части необходимости удаления контейнерных площадок для сбора коммунальных отходов на расстояние не менее 20 м от окон жилых домов, площадок для игр детей и отдыха населения».
Также, в ответе на обращение заявителя, данном Минприроды 04.04.2024 г. указано следующее:
«По вопросу необходимости учёта при определении санкционированных мест хранения отходов требований Закона Республики Беларусь от 20 июля 2007 года № 271-З «Об обращении с отходами» (далее – Закон) и иных обязательных актов законодательства об обращении с отходами сообщаем, что согласно Закону Республики Беларусь от 17 июля 2018 г. № 130-З «О нормативных правовых актах» (пункт 1 статьи 67) нормативные правовые акты имеют обязательную силу на всей территории Республики Беларусь, если действие нормативных правовых актов не ограничено этими нормативными правовыми актами, нормативные правовые акты местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов – на соответствующей территории.
Таким образом, требования Закона и иных обязательных для соблюдения актов законодательства об обращении с отходами, действия которых распространяются на отношения, связанные с хранением отходов, должны учитываться при определении санкционированных мест хранения отходов».
Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что МЖКХ в толковании определения санкционированных мест хранения отходов (ответ от 08.04.2024 г.) не учтены п. 4 Инструкции, п. 28 ст. 1, ст. 19 Закона № 271-З, п. 1 ст. 67 Закона Республики Беларусь от 17 июля 2018 г. № 130-З «О нормативных правовых актах»
Также МЖКХ в ответах от 21.09.2023 г. и 08.04.2024 г. имели место прямо противоположные толкования обязательности требований ТКП 17.11-08-2020.
В) Заявитель 26.02.2023 г. обращался в Жодинское городское унитарное предприятие «Обьединение жилищно-коммунального хозяйства» (далее – ОЖКХ) с просьбой дать разъяснения по следующим вопросам:
1) На каком расстоянии от окон жилого дома 24 по улице Калиновского расположена контейнерная площадка, находящаяся вблизи дома 24 по улице Калиновского?
2) Какой год постановки вышеуказанной контейнерной площадки?
3) На основании решения какого государственного органа вышеуказанная контейнерная площадка была поставлена на искомое место?
4) Какие документы регламентируют постановку и размещение контейнерных площадок на территории жилищного фонда, относящегося к балансу ЖКХ в городе Жодино?
5) Какой государственный орган уполномочен принимать решения по вопросам размещения и переноса контейнерных площадок на территории жилищного фонда, относящегося к балансу ЖКХ в городе Жодино?
В ответе на обращение, данном ОЖКХ 09.03.2023 г. сказано следующее:
1. Расстояние от контейнерной площадки до жилого дома №24 по ул. Калиновского составляет 15 метров.
2. Контейнерная площадка, расположенная вблизи жилого дома №24 по ул. Калиновского оборудована в 2000 году.
3. На момент оборудования контейнерной площадки по указанному адресу и до вступления в силу Постановления Министерства жилищно-коммунального хозяйства от 30.07.2003 №26 согласование не требовалось.
4. ТКП 17.11-08-2020 (33040/33140) и Санитарные нормы, правила и гигиенические нормативы «Гигиенические требования к содержанию территорий населенных пунктов и организаций», утвержденные Постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь 01.11.2011 №110.
5. Решения по вопросам размещения и переноса контейнерных площадок на территории жилищного фонда, находящегося на обслуживании Жодинского ГУП «ОЖКХ», принимает Жодинский городской исполнительный комитет.
Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что ОЖКХ в своей деятельности обращения с отходами, в том числе техническими требованиями к размещению контейнерных площадок руководствуется требованиями ТКП 17.11-08-2020 «Охрана окружающей среды и природопользование. Отходы. Правила обращения с коммунальными отходами», утвержденным и введенным в действие Постановлением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь и Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 30 июня 2020 г. № 18/4-Т (далее – ТКП 17.11-08-2020), что ясно указано в ответе на обращение заявителя от 09.03.2023 г.
Также можно сделать вывод, что расположение указанной в ответе ОЖКХ контейнерной площадки противоречит требованиям п. 13.2 ТКП 17.11-08-2020)
Г) В области применения ТКП 17.11-08.2020 сказано следующее:
«Настоящий технический кодекс предназначен для применения юридическими лицами, физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, являющимися производителями коммунальных отходов и осуществляющими обращение с коммунальными отходами; юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, оказывающими услуги по обращению с коммунальными отходами; собственниками передаваемых в пользование зданий, сооружений и иных объектов; потребительскими кооперативами и садоводческими товариществами; пользователями земель природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения; местными исполнительными и распорядительными органами».
В п. 13.2 ТКП 17.11-08.2020 сказано следующее:
«Контейнерные площадки для сбора КО должны быть удалены на расстояние не менее 20 м от:
Окон жилых домов, площадок для игр детей и отдыха населения;
Окон учреждений образования, организаций здравоохранения, торговых объектов общественного питания, физкультурно-оздоровительных сооружений».
Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что требования ТКП 17.11-08.2020 обязательны для исполнения в том числе юридическими лицами, местными исполнительными и распорядительными органами. Однако, МЖКХ в ответе заявителю от 08.04.2024 г. данные факты были проигнорированы в части толкования определения санкционированных мест для хранения отходов требованиями ТКП 17.11-08-2020, Инструкции, Закона № 271-З, в частности верности определения вышеуказанной контейнерной площадки как санкционированного места хранения отходов, потому что, согласно требованиям ТКП 17.11-08-2020, Инструкции, Закона № 271-З, Закона № 130-З она (площадка) вероятно не может являться санкционированным местом хранения отходов как таковым.
Д) На сайте Жодинского городского исполнительного комитета (далее – горисполком) размещена информация следующего содержания:
«В соответствии с ТКП 17.11-08-2020 (33040/33140) Охрана окружающей среды и природопользование. Отходы. ПРАВИЛА ОБРАЩЕНИЯ С КОММУНАЛЬНЫМИ ОТХОДАМИ, утвержденного и введенного в действие постановлением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь и Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 30 июня 2020 года № 13/4-Т, Жодинский городской исполнительный комитет информирует:
Места сбора коммунальных отходов (места установки специальных контейнеров для отдельных видов вторичных материальных ресурсов (далее – ВМР) и иных отходов) – 365 контейнерных площадок на территории многоквартирной жилой застройки города Жодино; 27 отдельно стоящих контейнеров для сбора ВМР на территории частной застройки города
……» (ссылка на информацию прилагается).
Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что горисполкомом, как местный исполнительный и распорядительный орган, упоминая вышеуказанный ТКП 17.11-08-2020 на своем официальном сайте, признает требования данного технического нормативного правового акта и руководствуется ими в вопросах обращения с коммунальными отходами на территории г. Жодино.
Е) Учитывая вышеизложенное, заявителем была направлена жалоба в Генеральную прокуратуру Республики Беларусь (далее – Генпрокуратура) о несогласии с ответом, данном МЖКХ 08.04.2024 г. с требованиями проверки выполнения требований ч. 1 п. 1 ст. 14 и ч. 1 п. 1 ст. 18 Закона Республики Беларусь «Об обращениях граждан и юридических лиц» при рассмотрении обращения заявителя от 01.04.2024 г. в МЖКХ с дачей ответа от 08.04.2024 г., проверки правильности толкования МЖКХ в ответе заявителю от 08.04.2024 г. п. 3 Инструкции, проверки выполнения требований п. 4 Инструкции, п. 28 ст. 1, ст. 19 Закона № 271-З, п. 1 ст. 67 Закона Республики Беларусь от 17 июля 2018 г. № 130-З «О нормативных правовых актах» в толковании определения санкционированных мест хранения отходов, примененном в ответе заявителю от 08.04.2024 г. МЖКХ, проверки факта прямо противоположных толкований обязательности требований ТКП 17.11-08-2020 в ответах от 21.09.2023 г. и 08.04.2024 г., данных заявителю МЖКХ, принятии мер прокурорского реагирования, предусмотренных п. 4 ст. 27 Закона Республики Беларусь от 08.05.2007 г. № 220-3 «О прокуратуре Республики Беларусь».
В ответе на жалобу заявителя, данном заместителем Генерального прокурора Республики Беларусь Стуком А.К. 22.04.2024 г. указано следующее:
«В Генеральной прокуратуре рассмотрено Ваше повторное обращение о несогласии с ответами государственных органов по вопросам правомерности устройства в г. Жодино площадки для временного хранения твердых коммунальных отходов (далее – ТКО).
Установлено, что по причине прекращения эксплуатации мусоропровода, оборудованного в доме №24 по ул. Калиновского, в границах существующей многоквартирной застройки организацией жилищно-коммунального хозяйства в 2000 году оборудована контейнерная площадка для временного хранения ТКО.
На момент устройства указанной контейнерной площадки вопросы обращения с коммунальными отходами, в том числе устройства мест временного хранения отходов, регулировались Санитарными правилами содержания территорий населенных мест №42-128-4690-88, утвержденными 05.08.1988 Главным государственным санитарным врачом СССР (далее – Санитарные правила), которые утратили силу в 2003 году.
В соответствии с п.2.2.3 Санитарных правил площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м.
По итогам рассмотрения в 2023 году Ваших обращений уполномоченными государственными органами определено фактическое расстояние от контейнерной площадки до указанного многоквартирного дома, которое составило 15 метров.
Вместе с тем указанной нормой Санитарных правил одновременно предусмотрено право устанавливать контейнерные площадки на ином расстоянии в исключительных случаях, когда в районах сложившейся застройки нет возможности соблюдения указанных разрывов до мест временного хранения отходов.
Аналогичная норма о нераспространении нормативных расстояний от контейнерных площадок до жилых домов на территории сложившейся застройки закреплена также в последующих санитарных нормах и правилах, которые утратили силу 17.04.2023.
Поскольку указанная контейнерная площадка установлена в границах существующей застройки решение о ее устройстве в данном месте не противоречит действовавшему на тот момент законодательству».
Анализом вышеуказанного ответа можно отметить следующее:
1) Жалоба в Генеральную прокуратуру Республики Беларусь заявителем от 09.04.2024 г. направлялась о несогласии с ответом МЖКХ от 08.04.2024 г. по вопросам применения законодательства об обращении с отходами в определении санкционированных мест хранения отходов в схемах обращения с коммунальными отходами, а не «о несогласии с ответами государственных органов по вопросам правомерности устройства в г. Жодино площадки для временного хранения твердых коммунальных отходов».
2) В п. 2.2.3 Санитарных правил содержания территорий населенных мест №42-128-4690-88, утвержденных 05.08.1988 г. Главным государственным санитарным врачом СССР (далее – Санитарные правила №42-128-4690-88), упомянутых в ответе Генеральной прокуратурой заявителю от 22.04.2024 г. сказано следующее:
«Площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5 (см. Альбом площадок под контейнеры для сбора бытовых отходов, Свердловск, УНИИ, АКХ, 1977).
Размещение мест временного хранения отходов, особенно на жилой территории необходимо согласовать с районным архитектором и районными санэпидстанциями.
В исключительных случаях, в районах сложившейся застройки, где нет возможности соблюдения установленных разрывов от дворовых туалетов, мест временного хранения отходов эти расстояния устанавливаются комиссионно (с участием районного архитектора, жилищно-эксплуатационной организации, квартального комитета, санитарного врача). Акты комиссий должны утверждаться исполкомами местных Советов народных депутатов».
В п. 17 Постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 01.11.2011 г. № 110 «Санитарные нормы, правила и гигиенические нормативы «гигиенические требования к содержанию территорий населенных пунктов и организаций» (далее – Постановление № 110), которое также упомянуто в ответе Генеральной прокуратурой заявителю от 22.04.2024 г сказано следующее:
«Контейнерные площадки для сбора твердых отходов, общественные туалеты с септиками (выгребами), биотуалеты, общественные септики (выгребы), если иное не предусмотрено настоящими Санитарными нормами, правилами и гигиеническими нормативами, должны быть удалены на расстояние не менее 20 м от:
окон жилых домов;
……..».
В п. 1 Постановления № 110 сказано следующее:
«Настоящие Санитарные нормы, правила и гигиенические нормативы:
устанавливают гигиенические требования к содержанию территорий населенных пунктов и организаций, в том числе к контейнерным площадкам и емкостям для сбора твердых отходов, общественным туалетам (биотуалетам), септикам (водонепроницаемым выгребам);
не распространяются на территории сложившейся застройки при исключении возможности ухудшения санитарно-гигиенических и противоэпидемических условий проживания на данных территориях в части расстояний от контейнерных площадок для сбора твердых отходов, туалетов (холодных уборных) с септиками (водонепроницаемыми выгребами), септиков (водонепроницаемых выгребов), компостных площадок и ям, помойных и мусорных ям, навозохранилищ, построек, в том числе вольеров для домашних животных, до окон жилых домов».
В ответе на обращение заявителя, данном государственным учреждением «Жодинский городской центр гигиены и эпидемиологии» (далее – ГЦГЭ) 03.03.2023 г. сказано следующее:
«Контейнерная площадка, расположенная вблизи дома № 24 по ул. Калиновского была оборудована в 2000 г., год постройки дома – 1993. Размещение вышеуказанной контейнерной площадки не согласовывалось с ГЦГЭ. Контейнерная площадка находится на расстоянии 16 метров от окон жилого дома № 24 по ул. Калиновского.
…….
Вопросы приведения контейнерной площадки по ул. Калиновского, 24 в соответствие требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства были внесены в предписание по устранению выявленных нарушений, данного по результатам выборочной проверки Жодинского ГУП «ОЖКХ», проведенной в феврале 2021 года».
В ответе на обращение заявителя, данном Министерством здравоохранения Республики Беларусь (далее – Минздрав) от 30.01.2024 г. сказано следующее:
«За невыполнение предписания об устранении нарушений от 19.02.2021 № 1 постановлением суда г. Жодино от 04.03.2022 на основании статьи 24.1 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях подвергнут административному взысканию директор Жодинского городского унитарного предприятия «Объединение жилищно-коммунального хозяйства» (далее - ГУП «ОЖКХ»)».
В ответе на обращение заявителя, данном Жодинским городским исполнительным комитетом (далее – горисполком) от 10.05.2024 г. сказано следующее:
«Горисполком не располагает сведениями за 2000 год о согласовании размещения контейнерной площадки вблизи жилого дома № 24 по ул. Калиновского г. Жодино, а также сведениями о составлении и утверждении акта комиссии на установление ее места расположения».
Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что постановка вышеуказанной контейнерной площадки не была правомерна ни в сфере действия Санитарных правил №42-128-4690-88, которые утратили силу в 2003 году, ни в сфере действий Постановления № 110, которое утратило силу 17.04.2023 г. по причине того, что размещение вышеуказанной площадки не согласовывалось с ГЦГЭ, также того, что горисполком не располагает сведениями за 2000 год о согласовании размещения контейнерной площадки вблизи жилого дома № 24 по ул. Калиновского г. Жодино, а также сведениями о составлении и утверждении акта комиссии на установление ее места расположения, что прямо противоречит п. 2.2.3 Санитарных правил №42-128-4690-88, также по причине того, что имели место нарушения санитарно-гигиенических и противоэпидемических условий проживания на данных территориях в части расстояний от контейнерных площадок для сбора твердых отходов, что противоречило п. 1 Постановления № 110 и подтверждалось вышеуказанными ответами на обращения заявителя от Минздрава и ГЦГЭ, однако в ответе Генеральной прокуратуры Республики Беларусь от 22.04.2024 г. указаны прямо противоположные данные.
В п. 1 ст. 14 Закона Республики Беларусь от 18 июля 2011 г. № 300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц» (далее – Закон № 300-З) сказано следующее:
«Письменные обращения считаются рассмотренными по существу, если рассмотрены все изложенные в них вопросы, приняты надлежащие меры по защите, обеспечению реализации, восстановлению прав, свобод и (или) законных интересов заявителей и им направлены письменные ответы».
В п. 1 ст. 18 Закона № 300-З сказано следующее:
«Письменные ответы (уведомления) на письменные обращения излагаются на языке обращения. Письменные ответы должны быть обоснованными и мотивированными (при необходимости – со ссылками на нормы актов законодательства), содержать конкретные формулировки, опровергающие или подтверждающие доводы заявителей».
Согласно п. 1 ст. 4 Закона Республики Беларусь от 08.05.2007 г. № 220-3 «О прокуратуре Республики Беларусь» (далее – Закон о прокуратуре):
«Задачами прокуратуры являются обеспечение верховенства права, законности и правопорядка, защита прав и законных интересов граждан и организаций, а также общественных и государственных интересов.
В целях выполнения этих задач прокуратура осуществляет надзор за:
точным и единообразным исполнением законов, указов и иных нормативных правовых актов республиканскими органами государственного управления и иными организациями, подчиненными Совету Министров Республики Беларусь, местными представительными, исполнительными и распорядительными органами, общественными объединениями, религиозными организациями и другими организациями, должностными лицами и иными гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями (далее – надзор за исполнением законодательства)».
«В органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями рассматриваются обращения граждан, содержащие сведения о нарушении законодательства, в порядке и сроки, установленные законодательными актами» (п. 1 ст. 14 Закона о прокуратуре).
«Прокурор осуществляет надзор за соблюдением порядка рассмотрения обращений граждан» (п. 2 ст. 14 Закона о прокуратуре).
«Прокурор «принимает меры по восстановлению нарушенных прав и законных интересов граждан… привлечению нарушителей к установленной законодательными актами ответственности» (п. 3 ст. 14 Закона о прокуратуре).
«При установлении нарушений законодательства (в том числе приводящих к нарушению прав и законных интересов граждан), в зависимости от их характера прокурор в пределах своей компетенции принимает меры прокурорского реагирования», указанные в п. 4 ст. 27 Закона о прокуратуре».
Исходя из вышеизложенного
Требую:
1) Рассмотреть данную жалобу в порядке, предусмотренном ст. 20 Закона № 300-З.
2) Проверить выполнение требований ч. 1 п. 1 ст. 14 и ч. 1 п. 1 ст. 18 Закона № 300-З при рассмотрении обращения заявителя от 01.04.2024 г. в МЖКХ с дачей ответа от 08.04.2024 г.
3) Проверить выполнение толкования МЖКХ в ответе заявителю от 08.04.2024 г. п. 3 Инструкции.
4) Проверить выполнение требований п. 4 Инструкции, п. 28 ст. 1, ст. 19 Закона № 271-З, п. 1 ст. 67 Закона Республики Беларусь от 17 июля 2018 г. № 130-З «О нормативных правовых актах» в толковании определения санкционированных мест хранения отходов, примененном в ответе заявителю от 08.04.2024 г. МЖКХ.
5) Проверить факт прямо противоположных толкований обязательности требований ТКП 17.11-08-2020 в ответах от 21.09.2023 г. и 08.04.2024 г., данных заявителю МЖКХ.
6) Проверить выполнение требований ч. 1 п. 1 ст. 14 и ч. 1 п. 1 ст. 18 Закона Республики Беларусь «Об обращениях граждан и юридических лиц» при рассмотрении обращения заявителя от 08.04.2024 г. в Генпрокуратуру с дачей ответа 22.04.2024 г.
7) Проверить правильность толкования Санитарных правил №42-128-4690-88 в ответе Генпрокуратуры заявителю от 2.04.2024 г.
Принять меры прокурорского реагирования согласно п. 4 ст. 27 Закона Республики Беларусь от 08.05.2007 г. № 220-3 «О прокуратуре Республики Беларусь».
Приложение:
1) Ссылка на информацию с сайта горисполкома – https://zhodino.gov.by/zhile/pravila-obrashheniya-s-kommunalnymi-othodami
2) Копия ответа, данного МЖКХ от 08.04.2024 года на 2 л.
3) Копия ответа, данного МЖКХ от 21.09.2023 года на 2 л.
4) Копия ответа, данного Минприроды от 20.09.2023 года на 2 л.
5) Копия ответа, данного Минприроды от 29.11.2023 года на 2 л.
6) Копия ответа, данного Минприроды от 04.04.2024 года на 3 л.
7) Копия ответа, данного ОЖКХ от 09.03.2023 года на 1 л.
Копия ответа, данного Генеральной прокуратурой Республики Беларусь от 22.04.2024 г. на 2 л.
9) Копия ответа, данного ГЦГЭ от 03.03.2024 г. на 3 л.
10) Копия ответа, данного Минздравом от 30.01.2024 г. на 2 л.
11) Копия ответа, данного горисполкомом от 10.05.2024 г. на 2 л.