Ответить
  • Неизвестный кот Senior MemberАвтор темы
    офлайн
    Неизвестный кот Senior Member Автор темы

    4032

    22 года на сайте
    пользователь #4119

    Профиль

    4032
    # 19 декабря 2005 13:50 Редактировалось Неизвестный кот, 12 раз(а).

    Добро пожаловать на форум любителей масштабных железных дорог!

    Здесь Вы можете найти всю необходимую информацию, для того, чтобы реализовать детскую мечту на радость себе и своим близким.

    Если Вы новичок, то прежде чем задавать вопрос, изучите весь нижеизложенный материал - возможно там есть ответ!

    Многие в детстве мечтали о «немецкой железной дороге».

    Стоила она по тем временам немалых денег, и найти ее было не простым делом. Сам я в сознательном возрасте уже не застал этого времени, но на просторах интернета встречается много теплых воспоминаний бывших октябрят и пионеров о найденных под елками коробках, с заветной надписью PIKO. И когда через много лет, на антресолях, в шкафах или подвалах случайно находилась та самая коробка, уже изрядно потрепанная и многократно заклеенная, с набором рельс, трансформатором и паровозом с вагончиками, невольно накатывались воспоминания и мысли – вот бы вернуть то время…
    Но время вернуть невозможно, а вот вспомнить радостные моменты – пожалуйста! Сегодня любой человек может позволить себе свой маленький мирок, с домами, улицами, лесами и конечно же – поездами.
    Если вы окончательно утвердились в своем решении осуществить мечту, попробуем помочь с первым шагом. Самым простым способом является приобретение стартового набора. Этот вариант является также и наиболее выгодным в финансовом плане, т.к. производители для привлечения новичков формируют на стартовые наборы минимально возможную цену. В него уже будет входить локомотив, несколько вагонов, рельсы (иногда со стрелками) и система управления. Если покупать компоненты набора по отдельности, то получится, как правило, минимум в 2-3 раза дороже. По мнению участников форума, наиболее оптимальным вариантом на данный момент является приобретение цифрового стартового набора Roco.

    На сегодняшний день, самыми популярными масштабами являются:
    HO 1:87 ширина колеи 16,5мм
    TT 1:120 ширина колеи 12мм
    N 1:160 ширина колеи 9мм
    Z 1:220 ширина колеи 6,5мм
    G 1:22,5 «Садовые железные дороги» ширина колеи 45мм
    HOe 1:87 «узкоколейка» ширина колеи 9мм
    В Беларуси, подавляющее большинство моделей масштаба HO.

    Под аналоговым управлением понимается регулирование скорости движения модели, путем изменения подаваемого на двигатель напряжения от 0 до 12В постоянного тока. Напряжение подается на рельсы, при этом все колеса изолированы друг от друга. Основным недостатком такого управления является необходимость разделять пути на отдельные участки, т.к. в противном случае начнут двигаться все модели, которые в этот момент находятся на рельсах. Также, при низких скоростях, тускло светятся фары и подсветки вагонов. Справедливости ради, стоит отметить, что существует также трехрельсовая система одной из старейших немецких фирм Мэрклин, работающая на переменном токе. Но в наших широтах она не прижилась, по этому ее рассматривать не будем.

    Не вдаваясь в дебри форматов и стандартов, DCC (Digital Command Control ) это способ управления, когда напряжение на рельсы подается в виде биполярного сигнала, т.е. к примеру, 58 микросекунд на рельсе присутствует плюс, а следующее 58 микросекунд – минус. В каждый локомотив ставится декодер который считывает эти изменения полярности, причем импульс длинной 58 микросекунд он понимает как логическую «1», а импульс в 100 микросекунд как «0» Эти же импульсы используются для питания самого декодера и всего локомотива в целом. Таким образом, одновременно с питающим напряжением мы передаем информацию.

    А дальше – дело техники. Каждому декодеру присваивается свой уникальный номер – адрес. Как только локомотив оказывается на рельсах, декодер включается и начинает ждать, когда в виде единиц и нулей промелькнет его имя и команда на какое-либо действие. Когда этот момент происходит, декодер расшифровывает, что именно от него хотят, и выполняет эту команду. Например, включает свет. Таким образом, имея на путях одновременно несколько локомотивов, мы можем выборочно управлять каждым из них. Современные локомотивные декодеры умеют плавно изменять скорость движения, управлять светом, дымогенератором и расцепителем, а также, если он оснащен динамиком – воспроизводить звук движения, гудка, свистка и даже скрипа тормозных колодок при остановке.

    Декодеры можно условно разделить на локомотивные, локомотивные звуковые, стрелочные, светофорные, а также вагонные.
    Локомотивные и локомотивные звуковые декодеры, как не трудно догадаться, ставятся в локомотивы и служат для их управления. Звуковой декодер помимо опций обычного, имеет пьезокерамический динамик, который воспроизводит различные звуки, которые записываются под конкретную модель. Самый распространенный способ подключения – восьмипиновый штырьевой разъем, который вставляется в плату локомотива.
    Стрелочные декодеры управляют электромагнитными стрелочными переводами, либо сервопроиводами.
    Светофорные служат для автоматического переключения сигналов светофора, а также для создания различных эффектов, как например желтый-мигающий.
    Вагонный декодер служит для управления светом в вагоне, а также может управлять сцепками, красными буферными огнями. В немецких фильмах (не тех что мы все смотрели) я видел вагоны со звуковыми декодерами, которые издавали стук колес.
    Все декодеры имеют возможность программирования. Помимо адреса, есть широкий спектр переменных, CV, которые отвечают за различные свойства. Как правило, эти переменные не являются тайной и описаны в инструкциях. Так, например CV1 – это адрес лок декодера. CV61 – яркость свечения головного света и т.д.

    Как вариант, декодер может быть встроен в сам локомотив.

    Как уже было сказано, они бывают аналоговые и цифровые.
    Аналоговые системы обычно состоят из блока трансформатора с выведенной ручкой, позволяющей менять напряжение на выходе. Несмотря на свой преклонный возраст, до сих пор популярны старые Пиковские автотрансформаторы FZ1. Он обеспечивает максимальный выходной ток до 1,2А, имеет выход переменного напряжения для управления стрелками, а также тепловую защиту от КЗ. Большинство современных блоков имеют более скромные показатели. За счет использования импульсных блоков питания и электронного управления выходным напряжением, их размеры и вес значительно меньше.

    Цифровых систем управления сейчас значительно больше чем аналоговых, по этому, как водится, рассмотрим те, что прижились в наших краях. А прижились у нас все те же Piko и Roco.
    После объединения Германии, продукция Piko не могла конкурировать с ее западными коллегами, по этому, после банкротства, ее заводы вновь открылись в Поднебесной. Наверное по этому, компания не сильно заморачивалась о функциональности своей продукции. Цифровая система Piko Digi 1 отлично подходит для игр, но с ее помощью можно лишь назначить адрес декодеру. Единственный, на мой взгляд, плюс этой системы – беспроводной ИК пульт.

    Roco multiMaus имеет проводной пульт с подсвечиваемым экраном. Она позволяет настраивать различные CV, имеет память на названия и адреса моделей а при небольшой переделке кабеля, может подключаться к компьютеру через COM порт. Эту систему можно назвать золотой серединой, так как при небольшой стоимости, мы получаем и возможность различных настроек декодера, и полноценную систему управления с ПК.

    Если помимо функционала хочется красивого оформления, то можно использовать Roco z21. В комплекте с основной станцией управления идет Wi-Fi роутер с комплектом необходимых кабелей, к которому подключаются смартфоны и планшеты с установленной бесплатной программой. В результате каждый девайс становится полноценным пультом. Функционал этой станции шире чем у multiMaus, и имеет реалистичное оформление. К тому же есть возможность обновлять ее ПО, а также по multiMaus.

    Все инструкции на данные станции есть в свободном доступе на сайтах производителей.

    Самые популярные, опять таки в Беларуси, это Roco geoLine, Roco Line и Piko A-Gleis. Все они имеют двутавровый профиль рельса (как настоящий) но отличаются его высотой - у Roco 2,1мм, у Piko 2,5мм, или иначе code 83 и code 100 соответственно. Roco geoLine полюбился народу тем, что за счет пластиковой балластной призмы рельсы имеют большую жесткость. Это позволяет многократно собирать и разбирать их для покатушек на полу. Roco Line – те же рельсы, но без балластной призмы. Piko выигрывают оптимальным соотношением цены/качества. Их слабым местом является стыковочная клипса – после нескольких сборок-разборок рельсы начинают плохо держаться друг за друга, что это ведет к ухудшению контакта. Поэтому их лучше использовать для макета. Также поступали жалобы на сходы вагонов со стрелок, но у меня пока претензий к ним нет.
    Часто возникает вопросы – а можно ли состыковать рельсы разных производителей? В принципе, если высота профиля одинакова, то можно. Roco выпускает переходник с geoLine на Line, а Piko - со старых ГДРовских рельс на новые профильные.

    По картинкам можно ознакомиться с размерами основных элементов железнодорожного полотна, выпускаемых Piko и Roco.

    Информацию о расчете угла подъема любезно предоставил ozzik2

    Так сложилось исторически, что модельных магазинов посвященных железной дороге у нас в стране нет. При желании, через поисковики можно найти пару кантор, которые продают Piko. Но, помимо того, что уже было написано об этом производителе, будьте уверены, что цена будет на 100-200% выше реальной стоимости. По этому, мы нашли выход!
    1. Коллективные закупки в Москве. Если кто-то из нас едет в Белокаменную, то обычно отписывается об этом. Также, возможен вариант, когда делается заказ и формируется посылка по почте. Вам необходимо лишь следить за сообщениями форума.
    2. Немецкие интернет магазины. Опять таки, для снижения стоимости доставки (как правило 20 евро, DHL), мы делаем совместную покупку, на сумму не попадающую под растаможку.
    3. Барахолка Onliner Ну куда уж без нее :)
    4. Аукцион

    Наша Мастерская

  • Evgenij57 Member
    офлайн
    Evgenij57 Member

    131

    7 лет на сайте
    пользователь #2171334

    Профиль
    Написать сообщение

    131
    # 8 февраля 2020 17:46
    wer:

    1036
    # 8 февраля 2020 15:57 Редактировалось wer, 3 раз(а).

    Я просто подключил кулеры на двигательный выход и всё... В одну сторону засасывает, в другую выдувает не работает, не помню почему

    Тут вот какая штука! Мне надо чтобы менялось направление движения для огней, а вентиляторы(безщёточной конструкции) работают при определённой полюсовке-в одну сторону, вот поэтому было выбрано такое моё решение подключения! В принципе можно поставить резистор на выход при установке CV, потом подогнать навсегда и изъять резистор из схемы(он нужен при сканировании декодера программой), но хочется стационарной установки нагрузки. Может кто пробовал поставить простой конденсатор на выход, я как-то побаивался ставить, чтобы декодер не спалить-кондёр-то греться не должен!!!

  • Susie Member
    офлайн
    Susie Member

    149

    13 лет на сайте
    пользователь #391306

    Профиль
    Написать сообщение

    149
    # 8 февраля 2020 18:38

    Evgenij57, Вы невнимательно прочитали , поэтому повторюсь.

    Чуть было не забыл - подключить кулеры придётся через диодный мост, чтобы сосало при выборе любого направления.
  • Evgenij57 Member
    офлайн
    Evgenij57 Member

    131

    7 лет на сайте
    пользователь #2171334

    Профиль
    Написать сообщение

    131
    # 8 февраля 2020 20:48
    Susie:

    Чуть было не забыл - подключить кулеры придётся через диодный мост, чтобы сосало при выборе любого направления.

    Понял, нужно попробовать и поглядеть, как будет в работе.

  • kamenko_p Senior Member
    офлайн
    kamenko_p Senior Member

    1413

    19 лет на сайте
    пользователь #37995

    Профиль
    Написать сообщение

    1413
    # 10 февраля 2020 08:29
    varta1c:

    Да, тут в самую точку - осталось то всего: начать и закончить) не, ну хотя начало уже положено основательное - 3 коробки собрано всякого.. главное - чтобы жена не отнесла на помойку.

    Вот это-то и есть главное - начать :) Потому как запал от всего нового проходит быстро, а осмысление того что и как делать приходит только когда начинаешь воплощать идеи в реальность....

    varta1c:

    Вообще существуют в природе нормальные жёны в этом отношении??)

    Ну как без этого :D

    varta1c:

    да я вон искал по форумам и набрёл на старую тему из советского журнала, "как делать рельсы"))

    Ну если есть хороший фрезировщик - может и выйдет что, а главное хороший материал для рельс, потому как без этого все рельсы будут подвержены коррозии уже через пол года и про нормальный контакт можно забыть - только если как имитация рельс.

    Так что начнёте делать - поделитесь что получается - интересно посмотреть.

    Evgenij57:

    Вопрос вот в чём-чем можно безопасно заменить резистор для имитации нагрузки на выход декодера для двигателя

    Всё правильно Вам написали:

    Susie:

    подключить кулеры придётся через диодный мост

    Причину уже Вы и сами изложили, особенно если кулеры трёхпроводные, если к ним приложить обратное напряжение и нет защиты они выходят из строя и коротят источник напряжение - в нашем случае декодер, что может привести к выходу из строя декодера, если защита не сработает. Поэтому диодный мост - и будет счастье с регулировкой скорости оборотов пылесоса, только минимальное напряжение на выходе декодера увеличите, а то вентиляторы начинают вращаться где-то от 6,5-7 вольт.

    Диалог сдвинулся с мёртвой точки. Только пока не ясно в какую сторону :)
  • Evgenij57 Member
    офлайн
    Evgenij57 Member

    131

    7 лет на сайте
    пользователь #2171334

    Профиль
    Написать сообщение

    131
    # 10 февраля 2020 12:46

    Благодарю, вас ребята, что откликнулись на мой вопрос-буду дерзать!!!

  • Evgenij57 Member
    офлайн
    Evgenij57 Member

    131

    7 лет на сайте
    пользователь #2171334

    Профиль
    Написать сообщение

    131
    # 13 февраля 2020 07:49
    kamenko_p:

    подключить кулеры придётся через диодный мост

    Подключил через диодный мост вентиляторы на двигательный выход-вродь ничего, работают- буду привыкать к этому варианту! Кто-нибудь замерял максимальное напряжение с этого выхода(я имею ввиду z21 белую-напряжение постоянное)??? А то как-то побаиваюсь, чтобы не спалить вентиляторы, жалко(не по цене, а то что долго из Китая ждал)! У меня в пылесосе стоит локодекодер Lenz, а какой CV можно уменьшить выходное напряжение выхода на двигатель и какой CV можно уменьшить свет вперёд-назад, был бы МД, то нашёл бы в их инструкции, а так пока-тоска? Кто знает-просветите! Ещё раз все спасибо за нужные советы!

  • wer Senior Member
    офлайн
    wer Senior Member

    1073

    23 года на сайте
    пользователь #1398

    Профиль
    Написать сообщение

    1073
    # 13 февраля 2020 09:33
    Evgenij57:

    Кто-нибудь замерял максимальное напряжение с этого выхода(я имею ввиду z21 белую-напряжение постоянное)???

    Немного не понял вопроса. Если вопрос - сколько выдаёт белая z21 (не старт), то глянул свои старые записи - 17,8 вольт. На рельсах по факту 17 вольт (у меня было так... зависит, я так понимаю от длины рельс) . Но лучше измерить на месте и, если что, белая не умеет менять напряжение на рельсах (в отличии от чёрной).

    Всё будет
  • kamenko_p Senior Member
    офлайн
    kamenko_p Senior Member

    1413

    19 лет на сайте
    пользователь #37995

    Профиль
    Написать сообщение

    1413
    # 13 февраля 2020 17:29 Редактировалось kamenko_p, 1 раз.
    Evgenij57:

    А то как-то побаиваюсь, чтобы не спалить вентиляторы

    На какое они напряжение 5, 12, 24 вольта?

    Evgenij57:

    локодекодер Lenz

    Какой именно декодер LENZ - их куча всяких. Документация есть на https://www.lenz-elektronik.de/ Но в целом: не выкручивать больше половины скорость и мерять тестером сколько на выходе с декодера.

    Диалог сдвинулся с мёртвой точки. Только пока не ясно в какую сторону :)
  • Evgenij57 Member
    офлайн
    Evgenij57 Member

    131

    7 лет на сайте
    пользователь #2171334

    Профиль
    Написать сообщение

    131
    # 14 февраля 2020 00:17 Редактировалось Evgenij57, 2 раз(а).

    Я имел ввиду максимальное напряжение декодера на выходе для двигателя! На рельсах смарт показывает 18в, потребляемый ток меняется от нагрузки(от количества локов в движении и их скорости +свет тупиков и светофоры от стрелочных декодеров на геолайне). Вентиляторы мои на 12в, двухпроводные, декодер из стартсета Roco, из дизеля 2048-я его оттуда изъял, а в дизель запихнул звуковой МД, вот пригодился в пылесос. Я во все локи ставлю звуковые декодеры,меняю свет с лампочек на светодиоды и ставлю добавочное освещение(кабинка, колёсные пары, добавляю красные огни).

  • kamenko_p Senior Member
    офлайн
    kamenko_p Senior Member

    1413

    19 лет на сайте
    пользователь #37995

    Профиль
    Написать сообщение

    1413
    # 14 февраля 2020 12:59 Редактировалось kamenko_p, 1 раз.
    Evgenij57:

    декодер из стартсета Roco,

    Про напряжение понятно, но нужно знать какой декодер.
    Ну фото декодера хоть выложите - попробуем так определить что за декодер, или код стартсета Roco - от туда информацию выдрать.
    Но раз уверены что LEnz - на декодере что-то написано?

    Диалог сдвинулся с мёртвой точки. Только пока не ясно в какую сторону :)
  • Evgenij57 Member
    офлайн
    Evgenij57 Member

    131

    7 лет на сайте
    пользователь #2171334

    Профиль
    Написать сообщение

    131
    # 14 февраля 2020 18:10 Редактировалось Evgenij57, 4 раз(а).

    На декодере(8pin) было что-то написано, но я не удосужился скатать надпись-просто содрал термоусадку, мне нужно было допаять один провод для установки доп.конденсатора! У меня где-то в одном из двух компов есть инструкции по распиновке всех декодеров Lenz-надо поискать в закладках, по ней я и распаивал свой декодер. Вот такие дела. А стартсет-Roco 41505!

  • kamenko_p Senior Member
    офлайн
    kamenko_p Senior Member

    1413

    19 лет на сайте
    пользователь #37995

    Профиль
    Написать сообщение

    1413
    # 15 февраля 2020 11:54 Редактировалось kamenko_p, 2 раз(а).
    Evgenij57:

    А стартсет-Roco 41505

    Такой декодер: https://www.roco.cc/en/product/170177-0-0-1-1-401-0-004002/products.html ?
    Открываем сайт ROCO https://www.roco.cc/en/product/178652-41507-0-0-0-0-0-001001-0/products.html
    Ну у вас же в коробке должна была быть книжечка вот такая:
    https://www.roco.cc/doc/da/1/de/8010884920.pdf
    В ней всё есть - страница 11:
    CV2- минимальное напряжение на выходе декодера
    CV5- максимальное напряжение на выходе декодера
    Декодер это ZIMO MX630:
    http://www.zimo.at/web2010/documents/MX620MX630MX640E.pdf
    http://www.zimo.at/web2010/products/lokdecoder_EN.htm

    Диалог сдвинулся с мёртвой точки. Только пока не ясно в какую сторону :)
  • Evgenij57 Member
    офлайн
    Evgenij57 Member

    131

    7 лет на сайте
    пользователь #2171334

    Профиль
    Написать сообщение

    131
    # 15 февраля 2020 19:11 Редактировалось Evgenij57, 1 раз.

    Спасибо! Точно ZIMO, а чего меня переклинило, что Lenz-не знаю, я когда увидел маркировку MX630, то сразу вспомнил про таблицу распиновок и распайки декодеров в компе, что у меня на работе,там есть и фото декодера, а в домашнем смотрел-не нашёл, хотя я делаю копии моих наработок, явно сплоховал! Вот недавно оцифровал в звук(декодер МД-с ними я герой и расписано на доступном русском для дубов), купленный на АУ BR38 1989г.вып. в хорошем состоянии, если хочешь могу скинуть тебе в личку!?

  • MGHO Senior Member
    офлайн
    MGHO Senior Member

    528

    13 лет на сайте
    пользователь #377631

    Профиль
    Написать сообщение

    528
    # 15 февраля 2020 20:10

    Да можно и не в личку. У меня тоже есть 38-й позднепиковский и тоже хочется его оцифровать.

    Развел костер - разводи спирт
  • Evgenij57 Member
    офлайн
    Evgenij57 Member

    131

    7 лет на сайте
    пользователь #2171334

    Профиль
    Написать сообщение

    131
    # 15 февраля 2020 21:47 Редактировалось Evgenij57, 1 раз.
    MGHO:

    Да можно и не в личку. У меня тоже есть 38-й позднепиковский и тоже хочется его оцифровать.

    Выложил мою наработку вам в чаты.

  • alexx_trs Member
    офлайн
    alexx_trs Member

    193

    11 лет на сайте
    пользователь #837577

    Профиль
    Написать сообщение

    193
    # 24 февраля 2020 17:25 Редактировалось alexx_trs, 2 раз(а).

    Нус, продолжаю строить, третий модуль, этапы стройки... ;)

  • genom_ Senior Member
    офлайн
    genom_ Senior Member

    516

    19 лет на сайте
    пользователь #32089

    Профиль
    Написать сообщение

    516
    # 24 февраля 2020 18:46

    Заброшенная колея просто шик! :super:

    your adv here
  • Evgenij57 Member
    офлайн
    Evgenij57 Member

    131

    7 лет на сайте
    пользователь #2171334

    Профиль
    Написать сообщение

    131
    # 24 февраля 2020 20:09

    ДА!!! Могут же люди иметь такую дизайнерскую чуйку, по мне ваши модули-высший пилотаж!!!

  • alexx_trs Member
    офлайн
    alexx_trs Member

    193

    11 лет на сайте
    пользователь #837577

    Профиль
    Написать сообщение

    193
    # 24 февраля 2020 20:26 Редактировалось alexx_trs, 1 раз.

    Спасибо друзья, вот наверное правильное слово чуйка, ибо сам не ведаю что творю иногда, руки сами делают, а глаза диву даются... )))) Главное не бояться... !!!

  • Streetboy Junior Member
    офлайн
    Streetboy Junior Member

    55

    15 лет на сайте
    пользователь #193310

    Профиль
    Написать сообщение

    55
    # 26 февраля 2020 12:03

    Приветствую соратники. Тема для обсуждения.


    Скажите, у вас ни укого не было желания создания большого макета с использованием такой техники для общего обозрения. Зачем ютиться в квартирах, если можно создать своего рода клуб, где можно осуществить все свои фантазии и совместно с единомышленниками. Также это будет своего рода музей, где можно будет приобщать молодежь к жд моделизму.