ПРИЕМ НА РАБОТУ ГРАЖДАН РОССИИ
(ЧАСТЬ 2)
В.Э.САМОСЕЙКО,
юрист
Материал подготовлен с использованием
правовых актов по состоянию
на 17 октября 2016 г.
(См. также: часть 1 данной статьи)
1. Миграционный учет.
Согласно ч. 1 ст. 23, ч. 1 ст. 41 Закона Республики Беларусь от 04.01.2010 N 105-З "О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь" (далее - Закон о правовом положении иностранных граждан), ч. 1 п. 10 Правил пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20.01.2006 N 73 (далее - Правила N 73), временно пребывающие иностранные граждане обязаны зарегистрироваться в Министерстве иностранных дел Республики Беларусь, или в органе внутренних дел по месту своего фактического пребывания, или в гостинице в течение пяти суток со дня прибытия. В этот срок не входят выходные дни, государственные праздники и праздничные дни, объявленные Президентом Республики Беларусь нерабочими.
Для граждан Российской Федерации предусмотрен более продолжительный срок нахождения без регистрации на территории Республики Беларусь - до 90 дней со дня въезда (ст. 3 Соглашения между Республикой Беларусь и Российской Федерацией об обеспечении равных прав граждан Республики Беларусь и Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территориях государств - участников Союзного государства (заключено в г. Санкт-Петербурге 24.01.2006) (далее - Соглашение об обеспечении равных прав)).
Отметим, что согласно ч. 2 ст. 39 Закона о правовом положении иностранных граждан срок пребывания (безвыездного) не может превышать 90 суток в календарном году со дня первого въезда в Республику Беларусь, если иное не определено указанным Законом и международными договорами Республики Беларусь. Однако для россиян и здесь есть особенности. Так, согласно п. 5 ст. 97 Договора о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014) (далее - Договор о ЕАЭС) срок временного пребывания определяется сроком действия трудового договора или гражданско-правового договора, заключенного россиянами с белорусским работодателем или заказчиком работ (услуг).
В развитие положений ч. 2 ст. 39 Закона о правовом положении иностранных граждан в п. 9 ст. 97 Договора о ЕАЭС также предусмотрено, что в случае досрочного расторжения трудового или гражданско-правового договора после истечения 90 суток с даты въезда на территорию Республики Беларусь россияне имеют право без выезда с территории Беларуси в течение 15 дней заключить новый трудовой или гражданско-правовой договор.
Возникает вопрос: можно ли заключить с временно пребывающим россиянином контракт? Трудовое законодательство не содержит прямого запрета на заключение такого вида трудового договора с временно пребывающими россиянами. Факт, что минимальный срок контракта согласно ч. 1 п. 1 Декрета Президента Республики Беларусь от 26.07.1999 N 29 "О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины" - 1 год, а срок временного пребывания - 90 суток, не препятствует работнику в период его работы по контракту для соблюдения правил пребывания иностранцев в Республике Беларусь получить вид на жительство. Кроме того, согласно п. 5 ст. 97 Договора о ЕАЭС срок временного пребывания россиянина будет определяться сроком трудового договора. То есть заключение контракта с россиянином, временно пребывающим на территории Республики Беларусь, предоставляет ему право в соответствии с имеющимися международными договорами Республики Беларусь легально пребывать в течение срока, значительно превышающего 90 суток, без оформления разрешений на временное или постоянное проживание.
Согласно п. 10 Правил N 73 россияне могут зарегистрироваться в Министерстве иностранных дел Республики Беларусь, или органе внутренних дел, или гостинице, или санаторно-курортной и оздоровительной организациях (далее - орган регистрации) по месту фактического временного пребывания. Регистрация может производиться на основании заявления иностранца либо по ходатайству принимающей организации. В последнем случае личного присутствия иностранца не требуется. При этом уплачивается государственная пошлина в размере одной базовой величины (п. 7 приложения 21 к Налоговому кодексу Республики Беларусь).
Внимание!
Наниматель не обязан принимать меры по регистрации (миграционному учету) россиян (т.к. согласно ст. 23 Закона о правовом положении иностранных граждан это обязанность иностранца) и не несет ответственности (по ч. 2 ст. 23.55 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях) за их нарушение со стороны россиянина (в силу безвизового режима пребывания граждан России нет необходимости ходатайствовать или приглашать граждан России на работу в Беларусь и соответственно как приглашающей стороне обеспечивать законность их нахождения на территории Республики Беларусь).
Также отметим, что прием на работу россиянина, временно пребывающего на территории Республики Беларусь, не является отдельным основанием для заключения согласно ст. 17 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее - ТК) срочного трудового договора с ним.
2. Документы, предъявляемые при приеме на работу.
Примечание. Согласно ч. 2 п. 1 Решения Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22.06.1996 N 4 "О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий" (далее - Решение от 22 июня 1996 г. N 4) документы, выданные в Российской Федерации для реализации трудовых прав и социально-трудовых гарантий их граждан, или их копии, заверенные в установленном порядке, признаются без легализации.
2.1. Документы, удостоверяющие законность нахождения иностранца-россиянина на территории Республики Беларусь.
Особенность!
Кроме документов, предусмотренных национальным законодательством, а именно ст. 26 ТК, россияне обязаны предъявить документы, подтверждающие законность их нахождения на территории Республики Беларусь. Это следует, например, из п. 4 ст. 97 Договора о ЕАЭС.
В отношении временно пребывающих россиян в отличие от всех иных иностранцев такого документа, как ни странно, может и не быть. Связано это с рядом факторов, таких как:
- отсутствие визового режима между Беларусью и Россией (т.е. получение визы как документа, подтверждающего факт законности нахождения, в данном случае невозможно);
- отсутствие необходимости оформления миграционной карты, т.к. существует единая миграционная карта двух государств (отметим, что это касается только россиян, а другие временно пребывающие иностранцы, в том числе граждане Казахстана или Украины, обязаны оформлять миграционную карту);
- обязанность регистрации в течение 90 дней. То есть если работник прибыл для работы на несколько недель или периодически приезжает на короткое время, то у него может и не быть регистрации. Кроме того, работник может оформить регистрацию и после приема на работу. Отметим, что законодательство не предоставило нанимателю право требовать от россиянина зарегистрироваться перед приемом на работу или отказывать ему в работе на основании отсутствия регистрации (в течение 90 дней с момента въезда на территорию Республики Беларусь). Обращаем также внимание на практическую сложность доказывания момента отсчета пребывания россиянина на белорусской территории, например, если он прибыл на автомобиле.
В отношении временно проживающих россиян таким документом является разрешение на временное проживание.
В отношении постоянно проживающих обязанности нанимателя по проверке легальности нахождения их на территории Республики Беларусь законодательством не установлено.
Резюме. Обязанность нанимателя по проверке законности нахождения в Республике Беларусь установлена только в отношении россиян-мигрантов (т.е. постоянно не проживающих в Беларуси). Временно пребывающие могут подтвердить законность пребывания в отдельных случаях только регистрацией (в остальных случаях документами, подтверждающими, что россиянин находится на белорусской территории менее 90 дней (железнодорожный билет и т.п.), или фактически со слов самого россиянина), временно проживающие - соответствующим разрешением.
2.2. Документы, удостоверяющие личность россиян.
Согласно подп. 1.1 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 03.06.2008 N 294 "О документировании населения Республики Беларусь" документами, удостоверяющими личность, являются: паспорт гражданина Республики Беларусь; вид на жительство в Республике Беларусь; удостоверение беженца.
Согласно ст. 52 Закона о правовом положении иностранных граждан документом, удостоверяющим в Республике Беларусь личность иностранца, временно пребывающего или временно проживающего в Республике Беларусь, за исключением иностранцев, которым предоставлен статус беженца в Республике Беларусь, является документ для выезда за границу. Согласно абз. 8 ст. 1 Закона о правовом положении иностранных граждан документ для выезда за границу - действительный паспорт или иной документ, его заменяющий, предназначенный для выезда за границу и выданный соответствующим органом государства гражданской принадлежности либо обычного места жительства иностранца или международной организацией.
В соответствии с перечнем документов граждан Российской Федерации для въезда, выезда, транзитного проезда, передвижения и пребывания на территории Республики Беларусь, содержащимся в приложении 2 к Соглашению об обеспечении равных прав, в качестве таких документов выступают:
- паспорт гражданина Российской Федерации;
- паспорт гражданина Российской Федерации, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации;
- служебный паспорт;
- дипломатический паспорт;
- паспорт моряка (при наличии судовой роли или выписки из нее);
- свидетельство о рождении для детей, не достигших 14-летнего возраста;
- свидетельство на возвращение в Российскую Федерацию (только для возвращения в Российскую Федерацию).
Резюме. В случае приема на работу россиянина, постоянно проживающего в Республике Беларусь, документом, удостоверяющим личность, будет вид на жительство, в отношении временно пребывающих или проживающих россиян - документы, перечисленные в приложении 2 к Соглашению об обеспечении равных прав.
2.3. Документы об образовании.
В отношении документов об образовании различают:
- легализацию (т.е. необходимо подтверждать, что документ выдан уполномоченным лицом в соответствии с законодательством страны, в которой он выдан);
- подтверждение эквивалентности (т.е. необходимо подтверждать академические и профессиональные права, предоставляемые документами об образовании).
Легализировать документы, выданные в России для работы в Беларуси, не требуется. Это, в частности, следует из ч. 1 ст. 4 Соглашения о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов (заключено в г. Москве 15.04.1994) (далее - Соглашение от 15.04.1994), согласно которой без легализации на территории Республики Беларусь признаются дипломы, свидетельства об образовании, соответствующие документы о присвоении звания, разряда, квалификации и другие необходимые для осуществления трудовой деятельности документы. Переводить такие документы также нет необходимости, так как русский язык в Республике Беларусь является одним из государственных языков.
Признавать эквивалентность (в России преимущественно используется термин "нострифицировать"
(например, в порядке, предусмотренном п. 3 Положения о порядке признания документов об образовании, выданных в иностранных государствах, и установления их эквивалентности (соответствия) документам об образовании Республики Беларусь, признания и установления соответствия периодов обучения, курсов высшего образования в организациях иностранных государств, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21.07.2011 N 981) в абсолютном большинстве случае не требуется.
Это следует из Договора между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о равных правах граждан (подписан в г. Москве 25.12.199
(далее - Договор о равных правах граждан), Договора о создании Союзного государства (подписан в г. Москве 08.12.1999) и Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и званиях (заключено в г. Москве 27.02.1996) (для работы белорусов в России см. также письмо Министерства образования и науки Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 30.06.2005 N 01-291/05-01 "Об эквивалентности документов об образовании, выданных в Белоруссии, на территории Российской Федерации"
.
Резюме. Документы об образовании, выданные в Российской Федерации, не требуется легализировать (нотариально удостоверять и т.п.), переводить и в абсолютном большинстве случаев - признавать их эквивалентность. Но в случае если россиянин будет обладать каким-либо специфическим академическим образованием (как ранее было с бакалаврами), рекомендуется обратиться к международным документам, регламентирующим вопросы эквивалентности документов об образовании.
2.4. Документы о воинском учете.
Согласно ст. 21 Закона о правовом положении иностранных граждан иностранцы, находящиеся в Республике Беларусь, не исполняют воинской обязанности. Такую обязанность несут только граждане Республики Беларусь (абз. 2 ст. 1 Закона Республики Беларусь от 05.11.1992 N 1914-XII "О воинской обязанности и воинской службе"
. Соответственно иностранные граждане и лица без гражданства не подают при приеме на работу документы воинского учета и в отношении их не ведется воинский учет.
2.5. Свидетельство государственного социального страхования.
Ранее иностранцы, в том числе и россияне, включая тех, кто постоянно проживает в Республике Беларусь (т.е. имеет вид на жительство), не подлежали обязательному социальному страхованию и персонифицированному учету. То есть наниматель при прочих равных условиях не должен оформлять на таких работников свидетельство государственного социального страхования, а также иные документы персонифицированного учета (ПУ и т.п.). Это было связано с тем, что согласно абз. 4 ч. 2 ст. 7 Закона Республики Беларусь от 31.01.1995 N 3563-XII "Об основах государственного социального страхования" (далее - Закон N 3563-XII) иностранным гражданам и лицам без гражданства, работающим в Республике Беларусь, предоставлено право участия в правоотношениях по государственному социальному страхованию (т.е. назначение и выплата пенсий, пособий и других выплат по государственному социальному страхованию).
Подпунктом 1.3 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 31.12.2015 N 534 "О вопросах социального обеспечения" установлено, что иностранные граждане и лица без гражданства, работающие в Республике Беларусь, подлежат обязательному государственному социальному страхованию на условиях, установленных законодательством для граждан Республики Беларусь. То есть с 01.01.2016 (с даты вступления в силу данного Указа) не применяются положения абз. 4 ч. 2 ст. 7 Закона N 3563-XII о том, что иностранным гражданам и лицам без гражданства, работающим в Республике Беларусь, предоставляется право участия в правоотношениях по государственному социальному страхованию.
Следовательно, независимо от их желания (нет необходимости со стороны гражданина Российской Федерации подавать соответствующие заявления (см. ч. 2 п. 6 Положения об уплате обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 N 40 "О Фонде социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты")) они подлежат обязательному государственному социальному страхованию.
Также напомним, что с 01.01.2015 граждане (трудящиеся) государств - участников Договора о ЕАЭС подлежат социальному обеспечению (социальному страхованию) (кроме пенсионного) на тех же условиях и в том же порядке, что и граждане государства трудоустройства (ч. 1 п. 3 ст. 98 Договора о ЕАЭС). Это означает, что если они (трудящиеся государств - участников Договора о ЕАЭС) с 01.01.2015 не участвовали в правоотношениях по государственному социальному пенсионному страхованию, то с 01.01.2016 они обязаны в них участвовать (а наниматель производить соответствующие страховые взносы).
Следовательно, россиянам наниматель в Беларуси при необходимости организует открытие индивидуального лицевого счета (если у них его не было на момент приема на работу), для этого работодателем представляется форма ПУ-1 "Анкета застрахованного лица" (тип формы - регистрация), форма ПУ-2 "Сведения о приеме и увольнении" и форма ПУ-3 "Индивидуальные сведения" согласно приложениям 1, 2 и 3 к Правилам индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в системе государственного социального страхования, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 08.07.1997 N 837 (далее - Правила N 837). Сроки представления документов персонифицированного учета определены в Правилах N 837, требования по заполнению форм документов персонифицированного учета - в Инструкции о порядке заполнения форм документов персонифицированного учета, утвержденной постановлением правления Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 19.06.2014 N 7 "О некоторых вопросах заполнения и приема-передачи форм документов персонифицированного учета".
Примечание. Российские аналоги белорусского свидетельства государственного социального страхования, в том числе страховое свидетельство государственного пенсионного страхования, не заменяют белорусский документ.
Резюме. Документы персонифицированного учета, в том числе свидетельство государственного социального страхования, оформляются так же, как и в отношении граждан Беларуси.
2.6. Трудовая книжка.
В соответствии со ст. 50 ТК трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности работника. Установленными образцами трудовой книжки считаются:
- трудовые книжки образца 2014 года (нового образца);
- трудовые книжки образца 1995 года;
- образец трудовой книжки, утвержденный в 1993 году. Постановлением Государственного комитета Республики Беларусь по труду и социальной защите населения от 22.09.1993 N 79 утвержден первый образец республиканской трудовой книжки и вкладыша к ней;
- образец трудовой книжки, утвержденный в 1973 году. Постановлением Совета Министров Союза Советских Социалистических Республик, Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов от 06.09.1973 N 656 "О трудовых книжках рабочих и служащих" были утверждены образцы трудовой книжки и вкладыша к ней, которые были введены в действие с 1 января 1975 г.;
- образец трудовой книжки, утвержденный в 1938 году. Форма трудовой книжки образца 1938 года была утверждена постановлением Совета народных комиссаров Союза Советских Социалистических Республик от 20.12.1938 N 1320 "О введении трудовых книжек". При этом указанным документом не был предусмотрен вкладыш в трудовые книжки.
Трудовые книжки заполняются нанимателем на всех работников, работающих свыше пяти дней, в том числе поступающих на работу впервые, если работа у данного нанимателя является для работника основной (ч. 2 ст. 50 ТК, п. 4 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек (далее - Инструкция по трудовым книжкам), утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 16.06.2014 N 40 "О трудовых книжках" (далее - постановление N 40)).
Из этого правила нет исключений, поэтому наниматель Республики Беларусь обязан вести трудовые книжки на всех работников, включая работников-иностранцев (трудящихся-иммигрантов).
Если россиянин предъявляет трудовые книжки образца 1938 или 1973 года, то белорусский наниматель, исходя из п. 2 Инструкции по трудовым книжкам, должен продолжить их ведение. То есть в подобной ситуации правовых оснований для оформления трудовой книжки образца 2014 или 1995 года нет.
Однако если гражданин России предъявляет уже образец российской трудовой книжки (форма которой утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2003 N 225 "О трудовых книжках"), то в данной ситуации возникает вопрос: что делать?
В белорусской литературе сложилось два противоположных подхода по данному вопросу:
1) необходимо продолжать ведение трудовой книжки российского образца (например, А.Вышников). Как правило, сторонники такого подхода ссылаются на п. 1 Решения от 22 июня 1996 г. N 4. В нем говорится, что документы, выданные в Российской Федерации, признаются на территории Республики Беларусь без легализации. Из указанного пункта сторонники подобного подхода, по мнению автора, делают ошибочный вывод о том, что в трудовые книжки работников, оформленные в России, на территории Беларуси можно вносить записи;
2) необходимо оформлять белорусскую трудовую книжку образца 2014 или 1995 года (например, К.Кеник, Т.Рахубо).
Автор придерживается второго подхода.
Во-первых, Россия и Беларусь действительно обеспечивают взаимное признание трудового стажа, включая стаж, исчисляемый в льготном порядке, и стаж работы по специальности, приобретенный в связи с трудовой деятельностью граждан (Договор о равных правах граждан). Но международные нормы не унифицировали формы документов, подтверждающих трудовой стаж наподобие миграционной карты. Следовательно, то, что не урегулировано международными нормами, регулируется национальными. А исходя из постановления N 40 в Республике Беларусь ведутся трудовые книжки образца 2014 года и образца 1995 года, а также более ранних образцов, которые были приняты на территории современной Беларуси <1>.
--------------------------------
<1> За исключением только трудовой книжки колхозника, т.к. ее ведение невозможно в соответствии с требованиями действующего белорусского законодательства о трудовых книжках.
Образец российской трудовой книжки утвержден не национальным законодательством, и сама форма такой трудовой книжки была принята значительно позже 1995 года. Соответственно форма российской трудовой книжки не соответствует требованиям белорусского законодательства.
Во-вторых, можно также воспользоваться официальным мнением российского официального органа по аналогичному вопросу (о возможности ведения белорусской трудовой книжки российскими работодателями). С учетом единых международных правил в данном вопросе между Россией и Республикой Беларусь их подход заслуживает внимания. Так, Федеральная служба по труду и занятости Российской Федерации в письме от 15.06.2005 N 908-6-1 "Об оформлении трудовой книжки для иностранного работника" разъяснила, что в России существует две их формы, обладающие одинаковой силой: образца 1974 года и образца 2004 года. Соответственно наниматель обязан вести только эти формы трудовых книжек. Оснований для ведения трудовой книжки иностранного работодателя нет.
Примечание. Согласно разъяснениям по трудоустройству иностранных граждан на территории Республики Беларусь, которые размещены на официальном сайте Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (Режим доступа: http://mintrud.gov.by/ru/trudoustrojstvo-inostrannyx-grazhdan-na- ... ki-belarus. - Дата доступа: 30.09.2016), на территории Беларуси наниматели заполняют трудовые книжки старого образца (выдана в период существования СССР союзной республикой) либо образца трудовой книжки Республики Беларусь 1995 года, 1993 года (так как разъяснения даны до принятия Инструкции по трудовым книжкам, в них не упомянут образец 2014 года. - прим. авт.). Трудовые книжки иных государств (например, выданных в Российской Федерации, Украине) наниматели не заполняют. В связи с этим при отсутствии у иностранца трудовой книжки либо при наличии трудовой книжки неустановленного образца наниматель заводит ему трудовую книжку образца республиканской трудовой книжки 1995 года.
Аналогичное пояснение дается и в разъяснении по приему на работу (оформление с работниками трудовых отношений при приеме на работу) (Режим доступа: http://mintrud.gov.by/ru/priem-na-rabotu-oformlenie. - Дата доступа: 30.09.2016). В частности, при трудоустройстве иностранного гражданина, который предъявляет трудовую книжку, выданную в иностранном государстве, в том числе в постсоветских государствах, например России, Украине, наниматель заполняет работнику трудовую книжку как впервые поступающему. Если работник предъявляет трудовую книжку старого образца, выданную в период существования СССР, то наниматель продолжает ее ведение.
Резюме:
1. Если у россиянина есть трудовые книжки образца 1938 года и 1973 года, то белорусский наниматель продолжает их ведение.
2. В случае если у россиянина трудовая книжка российского образца 2004 года либо у него вообще нет трудовой книжки, белорусский наниматель оформляет такому работнику трудовую книжку белорусского образца 2014 года (а если у него остались, то и может 1995 года).
Внимание!
Нельзя вносить запись о приеме на работу в трудовую книжку неустановленного образца, в том числе российскую.
3. Трудовой договор.
Согласно абз. 5 ч. 2 ст. 36 Закона Республики Беларусь от 30.12.2010 N 225-З "О внешней трудовой миграции" (далее - Закон о внешней трудовой миграции) наниматель Республики Беларусь обязан заключить трудовой договор с трудящимся-иммигрантом. Аналогичные требования содержатся в международных договорах Республики Беларусь (например, ст. 6 Соглашения от 15.04.1994 и т.п.).
С учетом применения равных прав россиян с гражданами Республики Беларусь, трудовой договор заключается согласно требованиям национального белорусского законодательства (используя терминологию международных договоров - законодательства страны трудоустройства).
В отношении россиян-иммигрантов (т.е. постоянно не проживающих на территории Республики Беларусь) обращаем внимание на ст. 32 Закона о внешней трудовой миграции (требования к трудовому договору, заключаемому между трудящимся-иммигрантом и нанимателем Республики Беларусь) (см. табл. 5). Отметим, что не все требования, предусмотренные указанной статьей, применимы при приеме на работу россиянина на территории Республики Беларусь, т.к. они изначально предназначены для оформления трудовых договоров, оформляемых до приезда иностранца в Беларусь. Яркий пример - условие о переезде иностранца.
Отметим, что трудовой договор между трудящимся-иммигрантом и нанимателем Республики Беларусь заключается в письменной форме на русском или на русском и белорусском языках. То есть трудовой договор не может быть изначально составлен только на белорусском языке (в России белорусский язык не обладает статусом государственного языка).
Таблица 5
Общие требования к трудовым договорам
российских трудящихся-иммигрантов
Норма ст. 32 Закона о внешней трудовой миграции
Описание требования к трудовым договорам
абз. 1 ч. 2 ст. 32 (ч. 2 ст. 19 ТК)
1) данные о работнике и нанимателе, заключивших трудовой договор
2) место работы с указанием структурного подразделения, в которое работник принимается на работу
3) трудовая функция (работа по одной или нескольким профессиям, специальностям, должностям с указанием квалификации в соответствии со штатным расписанием нанимателя, функциональными обязанностями, должностной инструкцией). Наименование профессий, должностей, специальностей должно соответствовать квалификационным справочникам, утверждаемым в порядке, определяемом Правительством Республики Беларусь
4) основные права и обязанности работника и нанимателя
5) срок трудового договора (для срочных трудовых договоров)
6) режим труда и отдыха (если он в отношении данного работника отличается от общих правил, установленных у нанимателя)
7) условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки (оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты)
абз. 2 ч. 2 ст. 32
порядок, основания прекращения, изменения и продления трудового договора
абз. 3 ч. 2 ст. 32
условия переезда в Республику Беларусь, питания, проживания, медицинского обслуживания трудящегося-иммигранта
Также, как упоминалось ранее, в трудовом договоре можно предусмотреть условие об участии россиянина в правоотношениях по социальному страхованию.
Таким образом, прием на работу россиян имеет следующие преимущества:
1. Не надо помогать россиянину в оформлении визы и специального разрешения на работу.
2. Не надо получать разрешения на привлечение иностранных граждан.
3. Не надо вести воинский учет.