"- А теперь об этих "братках" почти ничего и не слышно. Куда же они подевались?
- К сожалению, никуда они не исчезли. Но стали другими. Те, кто в "лихих 90-х" занимался криминальным автобизнесом (и остался жив), по-прежнему продолжают работать в этой же сфере, но теперь, как любил повторять Остап Бендер, "чтут уголовный кодекс"...
- То есть перестали быть бандитами и стали жуликами?
- Совершенно верно. "Буйные", рисковые уехали в Россию. Например, одна из основных криминальных транспортных группировок в Санкт-Петербурге - из Полоцка (да и в Москве такая же имеется). На родине у них все чисто и благообразно - дома, семьи. Приезжая сюда, они ведут себя тихо и мирно. Отдыхают. Другие, "тихие", прекратили заниматься открытым уголовным беспределом и теперь работают в официальном бизнесе, то есть нарушать закон предпочитают тихо, тонко, грамотно, профессионально. Для этого в основном используются разнообразные мошеннические схемы с подставными фигурами или, что особенно печально, несовершенство нашего законодательства. Ведь когда можно относительно легко этим несовершенством пользоваться, то и нет смысла нарушать Уголовный кодекс. Вот на этих "дырах в законе" они и научились зарабатывать иной раз больше, чем в "лихих 90-х". И в этом, я считаю и постоянно повторяю на всех уровнях, где мне приходится общаться и выступать, главная криминальная проблема настоящего времени.
- А что конкретно вы имеете в виду? Коррупцию, слабый контроль?
- Прежде всего, путаницу с таможенными отчислениями. Всем известна разница в доплатах при растаможке: за объем двигателя, за год выпуска и т.п. Люди наши, в основной массе небогатые, очень легко поддаются на любой соблазн экономии денежных средств. Например, есть ряд автомобильных марок, у которых год выпуска по VIN-коду невозможно определить. И тогда по таможенным нормам для такого определения используются указатели дат на ремнях безопасности, стеклах, зеркалах и т.п. Что делают жулики? Берут такой автомобиль 1995 года выпуска и меняют в нем эти самые ремни с 1999 годом. В результате цена такого автомобиля на авторынке вырастает на 2-3 тысячи долларов. При растаможке эту аферу не всегда замечают, а при постановке на учет по месту жительства при более спокойном, детальном осмотре обман, как правило, обнаруживают. Покупатель в расстройстве - его автомобиль реально старше, при последующей перепродаже он не сможет вернуть себе и половину уплаченной за него суммы. Более того, этот автомобиль может быть вообще конфискован по таможенному законодательству, если станет известно, что товар пересек границу с нарушениями таможенного законодательства.
Есть у нас и такая категория "узаконенного жульничества", как уничтожение или видоизменение идентификационных знаков.
- А какой в этом смысл? Кто купит автомобиль с видоизмененным либо врезанным VIN-кодом? Ведь установить историю такого автомобиля и имя предыдущего владельца сложно. А вдруг данный автомобиль у кого-либо украден?
- Так ведь в этом-то все и дело, что в нашей стране это не проблема! Купив такой автомобиль, вы спокойно можете поставить его на учет всего лишь с запретом продавать в течение трех лет. Казалось бы, нормальному человеку такой вариант не подходит. Но для тех, кто живет в "глубинке", - то, что надо. Поясню. Начались эти махинации с недешевых внедорожников лет десять назад. На рынке цена такого чистого автомобиля - 25-30 тысяч долларов. Но с видоизмененным идентификационным номером его спокойно и открыто могут выставить за 15-20 тысяч. Покупатель экономит немалую сумму, а через три года без проблем продает. И теперь эта схема стала настолько популярна, что, по моим оперативным данным, на такие машины образовалась настоящая очередь!
- А если спрос превышает предложение, значит, есть и стимул к расширению такого криминального "бизнеса"?
- Совершенно верно. И вот уже "вилка" экономии сокращается до 3-5 тысяч (вместо 7-10 первоначально), но и это не останавливает покупателей. И теперь такая схема распространилась не только на дорогие внедорожники, но и на простые, массовые автомобили.
- А почему вы сделали акцент на "у нас в стране"? В других странах такое невозможно?
- Не знаю, как во всех странах, но в Польше, например, или Германии такая схема невозможна! Там автомобиль без идентификационных номеров или с признаками видоизменения уничтожается. А наше законодательство почему-то позволяет ставить на учет автомобиль с неизвестной (а часто криминальной!) историей. Вот вам и стимул для автокраж, видоизменений, врезок, уничтожений и сборных "конструкторов" уже на территории нашей республики.
- Так что же такое автокриминальная группировка в нашей стране?
И что касается краж-разборок:
- Следующая проблема, о которой мне бы хотелось с вами поговорить, - автозапчасти, а точнее - кража автомобилей или навесного оборудования (тех же зеркал) с целью перепродажи на авторынке.
- Теперь кражи автомобилей на запчасти - большая редкость. Более того, продажа подобного рода криминального и просто левого товара на том же авторынке в Малиновке - большая проблема. И больше администрации и правоохранительных органов за этим следят сами же постоянные продавцы. Многие из них, скажу прямо, из бывших криминальных, но теперь уже с легальным бизнесом. Они свое уже "отгуляли" и, набравшись опыта и ума, хотят жить и работать спокойно, надежно и стабильно. Народ это очень серьезный, привыкший и умеющий отвечать и за свои слова, и за свою работу. У них и самоорганизация, и сила авторитета. И как только в их среде появляется "паршивая овца", беспредельщик - вор или скупщик краденого, - информация о таком человеке моментально оказывается в нашем отделе.
- А какова вообще вероятность покупки ворованного автомобиля на авторынке?
- Перекупщики в Малиновке и Ждановичах - это в основном группировки, а точнее - сообщества: сморгонские, солигорские, полоцкие, мозырские, оршанские, барановичские, бобруйские, молодечненские, лунинецкие... Все они друг друга хорошо знают. И мы их знаем. Люди это, как правило, очень серьезные. Если возьмутся за продажу угнанного автомобиля, то только своему клиенту, то есть хорошо известному человеку, который будет в курсе прошлого автомобиля и никогда не поднимет скандал. Им скандалы не нужны. Поэтому риски у них значительно меньше, чем на так называемом "нищенском рынке" возле Ждановичей.
- Это вы авторынок в Ждановичах так называете?!
- Да нет, не сам авторынок, а пустырь рядом с площадкой официального рынка. За забором. Вот там, по нашим сведениям, жулики через одного. Там можно легко купить автомобиль с завышенным годом выпуска, очень сомнительного качества или просто ворованный (который вскоре могут снова украсть). И самое страшное - с поддельными документами, за которые автомобиль могут вообще конфисковать, как вы знаете.
Возражения имеются?